В ближайшие две недели в столице пройдет несколько антикварных аукционов. 13 апреля состоится долгожданная распродажа коллекции Инкомбанка, которую проводит дом Гелос. 20 апреля пройдет сразу два аукциона: нумизматические торги устраивает салон Екатерина, а фирма "Антиквариат на Софийской" проводит торги "Искусство России и Западной Европы XVIII-XX веков".
О продаже коллекции Инкомбанка написано много статей. Писала об этом и "Независимая газета" (см., например, # 40 от 02.03.2002 "Стартовая цена - миллион долларов"). Кстати, "Черный квадрат" Казимира Малевича, о котором в основном шла речь в том материале, на предстоящие торги не выйдет, дата его продажи, как сказано в каталоге, "будет объявлена дополнительно". Но и без того Гелос выставляет множество заслуживающих внимания произведений.
Всего аукцион составили 183 лота. Они разделены на своего рода стринги: "Русская классика" (47 лотов), "Западноевропейская традиция" (14), "Лидеры русского авангарда" (46) и "Новый русский авангард" (76 лотов). Напомним, что это те произведения, которые, по мнению экспертов, "имеют музейное и коллекционное значение". Остальные 846 лотов из собрания банка не столь ценны и уже продаются каждую неделю на дилерских торгах Гелоса.
"Русская классическая" часть собрания довольно скромна и пестрит "неизвестными художниками". Отметить здесь можно, пожалуй, лишь два хороших больших пейзажа Дубовского, оцененные по 17,5-18,5 тыс. долл. Столь же "неизвестным" выглядит и западноевропейский раздел. "Лидеры" заметно сильнее: тут и Фальк, и Древин, и Удальцова, и Лентулов, и Д.Бурлюк, и топ-лоты Малевича. "Автопортрет" (55х45), последний по времени, датируемый около 1934 г., только недавно введенный в научный оборот, предварительно оценивается в 350-380 тыс. долл. "Портрет жены" (35,3х27,3) того же времени - в 60-65 тыс. Несомненно интересна фотографическая часть стринга "лидеров авангарда" с 5 видовыми московскими работами Родченко (по 1,2-1,4 тыс. каждый) и с 9 фотопейзажами Лаврентьева (по 60-70 долл.).
Самую большую часть составили мастера "Нового русского авангарда". Как и вся коллекция Инкомбанка, этот раздел грешит неполнотой и видимым отсутствием основной идеи собирательства, хотя подборка имен неплоха. Брускин и Инфанте, Кабаков, Кантор и Краснопевцев, Неизвестный, Немухин и Нестерова, Пиганов, Плавинский и Пурыгин, Рабин, Ситников, Шемякин и Штейнберг, Яковлев и Янкилевский... Шедевров практически нет, цены на Штейнберга доходят до 15 тыс. долл...
* * *
20 апреля нумизматический отдел салона Екатерина проводит аукцион за номером 20 "Русские монеты и медали". На этот раз выставлено 412 лотов. Абсолютным топом является лот # 225 из стринга нумизматики времени правления Николая I. Это набор монет 1839 года в оригинальной коробке - все 9 монет, отчеканенных в этом году, плюс рубль 1834 года и медаль "На восстановление европейского мира" гравера Лялина. По словам экспертов, подобная вещь еще не появлялась на нашем рынке. Отсюда и оценка набора очень высока: 100-120 тыс. долл.
* * *
В тот же день и в то же время (12.00) свой первый аукцион проводит галерея "Антиквариат на Софийской". Команда, работающая в этой галерее, года полтора-два назад уже устраивала графические торги в конторе под названием "Зал # 1", которая располагалась тогда в ЦДХ. Поэтому нынешний аукцион получил порядковый номер 002. Надо сказать, что устроители совсем не собираются ограничиваться разовым аукционным действом, а сразу заявляют о планах на будущее: на сентябрь намечено продавать "Авторскую и репродукционную гравюру", на октябрь - снова "Искусство России и Западной Европы".
20-го будет выставлено на продажу 129 лотов. Очень интересно, что более половины из них отмечено знаком "звездочка" (*). Каталог гласит, что на такие предметы "может быть оформлено разрешение на вывоз из РФ". В этот разряд попали произведения, многие из которых датированы началом XX, а то и концом XIX вв. Устроители разъяснили мне, что таково предписание департамента по сохранению культурных ценностей МК России. Политика департамента сейчас такова, что разрешаются к вывозу не просто произведения, выполненные менее ста лет назад (как было до сих пор), а те, что не имеют "музейного значения", пусть даже они и датируются более ранними годами. Так что в этот разряд попали и акварель Костанди "Берег моря" (конец XIX; 600-800 долл.), и копия с Неффа "Две девушки в гроте" (1880-е; 12-15 тыс.), и "Церковь" А.Васнецова (1890-е; 8,5-10 тыс.), и прекрасный ранний пейзаж Бродского "Дом за калиткой" (1903 г.; 7,5-9 тыс.), и "Деревья" Судейкина (1925 г.; 15-17 тыс.), и Анисфельд, и Анненков, и А.Яковлев. При этом в случае продажи останутся в России театральные работы Александра Бенуа 1930-1931 гг. 15 лотов представляют эскизы костюмов в опере "Садко". Работ Бенуа к "Садко" в российских музеях нет, поэтому вывоз их не будет разрешен (Министерство надеется, что какой-нибудь из музеев сумеет купить эти эскизы).
Топ-лотом аукциона на Софийской можно назвать картину Репина "Благословение детей" (х., м.; 29х36; около 1897 г.). Эскиз получил предварительную оценку 50-60 тыс. долл. А самой красивой картиной предстоящих торгов я бы назвал "Пейзаж с колокольней" Льва Каменева (54х80; 1860-е). Произведение, вынесенное на обложку каталога, оценено предварительно в 24-30 тыс. долл.