0
1309
Газета Антиквариат Интернет-версия

06.04.2002 00:00:00

Рисунок Микеланджело за 8 миллионов

Тэги: маастрихт, выставка, антиквариат


В голландском Маастрихте с 8 по 17 марта в 15-й раз прошла антикварно-художественная выставка-ярмарка (The European Fine Art Fair), считающаяся одной из самых престижных в Европе.

Расположенный на границе трех стран: Бельгии, Голландии и Германии, легко достижимый на автомобиле из Франции и Люксембурга, Маастрихт в последние годы привлекает на свою художественную ярмарку все большее количество любителей искусства. Если в прошлом году число посетителей составило 70 000, то в нынешнем подошло к 100 000. Цены на произведения искусства, однако, как мы увидим, отнюдь не маленькие, поэтому большая часть посетителей не покупает, но просто любуется выставленными на продажу всевозможными объектами искусства. Пребывание на ярмарке TEFAF в принципе сравнимо с посещением хорошего европейского музея, так в большинстве своем высоко качество художественных произведений и широк их диапазон.

Фирмы-участницы, отобранные специальной комиссией Европейского фонда изящных искусств (The European Fine Art Foundation), - это антикварные фирмы с давней историей, солидной репутацией и мировой известностью. В этом году на TEFAF представлена 201 фирма. 20 приехало из-за океана (19 - из США, 1 - из Канады), остальные участники - из Европы. Из них лидируют Англия (46), Голландия (41), Германия (31).

Выставка разбита на 4 раздела: объекты искусства древних культур и античности; европейская живопись и графика; художественные объекты (ювелирное и прикладное искусство, оружие, мебель, рукописи) и искусство ХХ века, включающее произведения классического модернизма.

Правила представления экспоната на выставке строги и определены специальным документом. Например, не допускаются к экспонированию живописные и графические произведения, в которых имеются поздние добавки, меняющие оригинальный вид произведения. Ранние китайские терракоты непременно должны пройти "термолюминесцентный тест". В мебели допустимо до 15% поздних вставок и добавок. Книги должны иметь переплет и полный комплект страниц и иллюстраций. Русские иконы должны датироваться до 1917 года. Часы - иметь работающий механизм с полным комплектом деталей.

Все представляемые вещи снабжены подробным описанием, проверенным провенансом, что немаловажно, если речь идет о покупке произведений настоящего музейного уровня. А таких в этом году на TEFAF был, без преувеличения, не один десяток. Приведу лишь некоторые примеры: "Венера и Амур" Лукаса Кранаха Старшего и ранний рисунок Микеланджело "Скорбящая женщина", "Минерва" Рембрандта и "Автопортрет" Якоба Йорданса (1614), китайские терракотовые скульптуры эпохи Тан и древнеегипетские маски, уникальный эскиз Кандинского к абстрактной "Композиции # 8" и портреты Модильяни.

Самый дорогой экспонат TEFAF - полотно Рембрандта "Минерва" (1635; х., м.; 137х116) - предлагался за 40 млн. долл. нью-йоркской фирмой "Otto Naumann". Но, согласно сведениям на последний день работы выставки, картина пока так и не нашла покупателя.

Столь высокая цена определяется рядом факторов. Впервые за последние 25 лет на художественном рынке появилось полотно Рембрандта такого выдающегося уровня. В настоящее время в частных руках остаются всего лишь три его работы на историческую тему (включая "Минерву"). Причем обе небольшие по размеру, принадлежат частным английским собраниям, и их вряд ли когда-нибудь разрешено будет в результате продажи вывезти из Британии. Тем самым исключительность "Минервы" еще более возрастает. Провенанс картины известен начиная с конца XVII века, когда ее купил Джеймс, двенадцатый лорд Сомервилль, живший в Шотландии. Затем картина неоднократно продавалась, побывав в частных коллекциях Англии, Швеции, Франции. С 1988 по 2001 г. картина находилась в собственности японской корпорации и выставлялась в музее Bridgestone Museum of Art в Токио. С 2001 г. принадлежит частному японскому собирателю. Перед экспонированием в Маастрихте была проведена реставрация картины и большая научно-исследовательсая работа по поводу истории ее написания, символики и стиля. К проведению TEFAF-2002 был издан специальный научный каталог, посвященный одной картине. Вся эта подготовка, а также мощная пиар-кампания вокруг нее, по мнению экспертов арт-рынка, свидетельствуют о попытке продавцов принципиально, на несколько порядков повысить цены на произведения мастеров классической европейской живописи (для сравнения: та же "Минерва" в 1965 г. была продана на лондонском аукционе Сотбис за 125 тыс. фунтов стерлингов, а картина "Портрет мужчины в красном" (1633) была продана на Сотбис в 1998 г. за 9 млн. долл.).

Вот несколько характерных примеров цен, заявленных в этом году в Маастрихте и демонстрирующих сегодняшний уровень "серьезного" арт-рынка по отношению к разным жанрам и эпохам искусства.

Европейская живопись оценена так: Каналетто "Площадь Риальто в Венеции" (95х129) - 5 млн. долл. (Simon G. Dickinson, Лондон); Лукас Кранах Старший "Венера и Амур (Похититель меда)" (52х37) - 3,9 млн. (Bernheimer Fine Old Masters, Мюнхен), Лука Джордано "Песнь Мириам" (152х230) - 1140 тыс. долл. Гравюра: Босх "Искушение св. Антония" (33х43) - 128 тыс. долл., Рембрандт "Три креста" ( 4-й лист из 5) - 1,5 млн. долл. (оба листа - David Tunick, Нью-Йорк). Прикладное искусство: часы каминные малахитовые с изображением Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Франция, 1835) - 32,5 тыс. долл., две сине-белые вазы (Делфт; 1695; 67 см.) - 120 тыс. долл. (Aronson Antiquairs, Амстердам), кофейный сервиз конструктивистский (1924; серебро) - 9 тыс. долл. (Kunsthandel Frans Liedelmeijer, Амстердам). Иконы: Богоматерь (Россия; XVII в.; 26х23) - 7,5 тыс. долл. (Jan Morsink ikonen, Амстердам). Древнее искусство: маска мумии (Египет; III-I вв. до н.э.; картон, полихромия; 24х17) - 8,8 тыс. долл., этрусский рельеф (IV в. до н.э.; терракота; высота 35 см) - 14 тыс. долл. (оба - Vieke Zilverberg, Амстердам), женская статуя (Древний Рим; II в. н.э.; мрамор) - 21 тыс. долл. (Jean-David Cahn, Базель).

Что касается продаж, то устроители TEFAF-2002 постоянно заявляли о высоком уровне активности покупателей. Так, маастрихтский дилер Роберт Ноортман (Robert Noortman) сообщил о том, что только за первые три дня работы выставки продал 12 живописных произведений голландских мастеров на сумму в 5,5 млн. долл. Часть из них отправится в американские музеи, представители которых особенно активно проявляют себя на TEFAF-2002. Лондонский дилер Джонни ван Хэфтен (Johny van Haeften) сообщил, что продал в частную американскую коллекцию полотно Яна Брейгеля Старшего "Аллегория пяти чувств" за 1,4 млн. долл.

Буквально в первый же вечер работы выставки за 250 тыс. долл. нью-йоркской галереeй "David Tunick" было продано портфолио Матисса "Джаз" (1947; 20 цветных гравюр; 42х65; тираж 270 экз.). Офорт Рембрандта "Маленький серый пейзаж" (около 1640; 3,8х8,3) за 150 тыс. долл. купил музей Deutsches Kupferschtichtkabinett, а собрание "Каприччос" Гойи (80 листов) продано за 185 тыс. долл. (оба - из галереи Rumbler, Франкфурт-на-Майне). Лондонской фирмой Ben Janssens Oriental art за 115 тыс. долл. продан китайский керамический реликварий - необычайно редкая вещь династии Юань (XIII-XIV вв.).

Несомненной топ-продажей TEFAF этого года стала реализация лондонским дилером Жан-Люком Барони (Jean-Luc Baroni) рисунка Микеланджело "Скорбящая женская фигура" (бумага, коричневые чернила; 26х16,5). Рисунок был найден в 2001 г. в альбоме старинных рисунков библиотеки замка Ховард в Йоркшире и атрибутирован специалистами как один из ранних рисунков великого мастера. Четыре другие штудии фигур Микеланджело этого же периода находятся в музеях. 11 марта галерея Барони объявила о продаже этого рисунка в руки американского коллекционера. Продавец, согласно пресс-релизу выставки, просил за рисунок 11,5 млн. долл. Однако, по сведениям "Франкфуртер Альгемайне цайтунг" от 16 марта, рисунок был куплен за 8,5 млн.

Разумеется, многие, а иногда и наиболее важные продажи и покупки будут сделаны позже. Главный же итог TEFAF-2002 - это то, что любители искусства и коллекционеры увидели в Маастрихте восхитительное, достойное лучших музеев художественное собрание, многие предметы которого после перепродажи будут доступны, увы, только владельцам коллекций и неизвестно, когда вновь предстанут перед массовым зрителем.

Маастрихт-Кельн


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3028
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3451
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4464

Другие новости