0
1529
Газета Антиквариат Интернет-версия

23.03.2002 00:00:00

Существует ли "кодекс чести" антикварного дилера?

Тэги: антиквар, дилер, аукцион, гелос


В прошлую субботу аукционный дом Гелос провел комбинированные торги: коллекционные # 39 и нумизматические # 20. Первая часть аукциона стартовала в 12.00 и прошла очень быстро - всего за час. Причина в первую очередь в большом количестве лотов, снятых до торгов "по согласованию с владельцем", - всего из 130 лотов снято 19, в основном за счет ювелирного стринга (9 из 16). Это, естественно, не могло обрадовать присутствующих, однако главное разочарование поджидало зал в стринге живописи. Снятым оказался абсолютный топ-лот аукциона фреска Ильи Репина "Христос в терновом венце" (51х45; 1913) с предварительной оценкой 120-150 тыс. долл. - вещь в полном смысле слова уникальная (аналогов у Репина нет), настоящего музейного уровня в превосходной степени. Не секрет, что многие пришли хотя бы посмотреть на розыгрыш этого редчайшего лота (и я в том числе). Объявленная причина была все той же: "по согласованию с владельцем", однако реальные коллизии вокруг фрески оказались куда круче. Но об этом позже.

А пока о цифрах. Из 111 лотов, разыгрывавшихся в зале, продано 56 - результат неплохой. Хотя в целом торги, можно сказать, шли довольно вяло, подъемы были невелики. Из наиболее интересных продаж отмечу икону Иоанна Предтечи в прекрасном басменном окладе с серьезной датировкой (1580-1590!), ушедшую по заочному биду за 7,5 тыс. долл. Также заочно за 12 тыс. продан гарнитур (диван и 4 стула) I половины XIX века из карельской березы. Несколько примечательных результатов достигнуто в стринге живописи. По заочному биду за 6,8 тыс. долл. ушел этюд "Совесть" (к., м.; 25х18; 1890-е) кисти редкого на рынке Николая Ге. Со старта в 7,5 до 10 тыс. долл. поднялся фото-живописный кунштюк Ивана Айвазовского. Картина Ивана Шишкина "В хвойном лесу" (36х28) заочно продана за 48 стартовых, а огромная марина Льва Лагорио "Парусник у берега Ялты" (134х205) не ушла за 50 тысяч. За те же деньги не вызвал интереса у покупателей пейзаж редкого Сергея Малютина "Родные просторы" (71х88), а вот таких же размеров "Лесная пасека" малоизвестного Василия Воронкова (59х90) - гладенькая на загляденье, четко выписанная - перешла к заочному покупателю за 13 тыс. Самой дорогой картиной оказался "Портрет Мейерхольда" работы Юрия Анненкова (к., бум., м.; 62х49; 1920). Его, также заочно, купили за 87 тыс. долл.

Любопытно, что почти такой же результат был достигнут на нумизматическом аукционе: из 116 лотов каталога продано 55. Наибольшее внимание публики здесь было приковано к топ-лотам: ## 48 и 95. И они оправдали интерес присутствовавших в зале. Первый - новодельный "сестрорецкий" рубль 1771 г. был продан по заявленной оценке в 25 тыс. долл. Второй - польский командорский орден св. Станислава при оценке в 15-20 тыс. ушел за 8,5 тыс. долл.

Ну, а теперь к главному событию аукциона - "невыходу" на торги топ-лота Репина. История весьма показательная для современного российского антикварного рынка. Дело в том, что за день до торгов, 15 марта, из департамента по сохранению культурных ценностей Минкульта РФ в Гелос пришло письмо за подписью заместителя начальника департамента Виктора Петракова, в котором Гелосу рекомендовали приостановить продажу фрески и держать ее в собственном хранилище "до выяснения обстоятельств дела". Конечно, представители Гелоса не смогли не прислушаться к рекомендациям государственного контролирующего органа, и вещь с торгов сняли.

В результате - хозяин Репина в шоке, а аукционный дом, так же как и вышеупомянутый хозяин, упустил выгоду от возможной сделки и получил заметный удар по собственной репутации. Министерство культуры, напротив, как в известном анекдоте, "все в белом" и выполняет функции третейского судьи в "выяснении обстоятельств дела". Что же это за дело, благодаря которому можно снять с легальных торгов официально принятое на комиссию крупнейшим аукционным домом страны произведение искусства?

Оказалось, что 15 же марта Никулинская межрайонная прокуратура Москвы приняла заявление от жителя Санкт-Петербурга гражданина Кочетова о том, что выставленная на аукцион Гелоса жителем Москвы Олегом Николаевичем Д-ным картина кисти Репина "Христос в пустыне" является его, Кочетова, владением и была им передана гражданину Д-ну в ноябре прошлого года через известного обоим посредника Демушкина для проведения искусствоведческой экспертизы. От Олега Д-на был получен залог в 500 долларов. Картина была передана без права продажи. Поэтому теперь, когда Олег Д-н выставил ее в Гелосе с оценкой 120-150 тыс. долл., Кочетов требует справедливости, то есть вернуть ему его достояние. А уж он, Кочетов, тогда продаст картину в Государственную Третьяковскую галерею за разумную сумму. Вот так!

Почти все в этой истории ясно. Коллекционер, известный всей Москве устроитель целого ряда выставок в начале-середине 90-х годов, Олег Д-н, полагаясь на свое собирательское, знаточеское видение произведения искусства, купил в ноябре 2001 г. у знакомого посредника ("серого дилера") Демушкина за 500 условных единиц цементный пласт с изображением Христа и с подписью, похожей на подпись Ильи Репина. Известно, сколько подделок (и в основном питерского происхождения) гуляет сейчас по московскому рынку. К тому же в истории искусств нет упоминаний о том, что Репин когда-либо писал в технике фрески. Поэтому можно утверждать, что покупал Олег Д-н работу, стилистически похожую на живопись Репина и с подписью Репина, но не более того. Дальше - несколько месяцев экспертной работы весьма уважаемых специалистов, и в журналах первых десятилетий XX века отыскивается рассказ о том, как в 1913 году профессор Петербургской академии художеств Киплик предложил своему маститому коллеге Репину и более молодому профессору Лансере написать на пластах фрески в новой, недавно появившейся технике темперного письма. (Как бы мы сейчас сказали, в целях продвижения товара на рынок.) Те согласились. Лансере написал автопортрет, следы которого утеряны, а Репин - Христа. Вся история описана в журналах, более того, есть фотографии этих двух работ. Есть Репин, и есть настоящее научное открытие!

После этого картина "продвигается" на рынок через аукцион Гелоса. Неудачливые торговцы видят ее оценку, и им становится "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". У них в руках была сотня тысяч баксов, а они променяли ее на 500 у.е. Логика "новых шариковых" ясна: надо делиться. Они звонят Олегу Д-ну домой и предлагают вернуть картину в обмен на некогда полученные 500 единиц. А когда столь наглый вариант не проходит, подают заявление в прокуратуру. Министерство, пользуясь тем, что картину якобы собираются направить (продать) в государственный музей, блокирует ее аукционирование и берется за "выяснение права собственности". То есть теперь Кочетов, Демушкин и компания будут пытаться доказать, что именно они являются владельцами Репина, а настоящий хозяин вещи Олег Д-н должен оправдываться и отстаивать свои материальные права и свою честь.

Сложившаяся ситуация по-человечески неприятна и опасна как прецедент для функционирования антик-рынка России. До сих пор подобных имущественных споров между дилерами и коллекционерами не возникало. Обычно все споры идут по поводу наследства. А здесь человек, продавший картину, по сути, оспаривает право покупателя перепродавать ее дороже в связи с тем, что этот покупатель, применив свои знания и возможности, сумел определить истинного автора картины. На вопрос, кто мешал предыдущим владельцам провести все эти исследования и открыть миру нового Репина, ответа нет. Леность, непрофессионализм, жажда быстрой и легкой наживы - да мало ли причин, главное, если не сумел заработать сам, отними у товарища, так удобнее. Путь, на который встали инициаторы подачи такого заявления в прокуратуру, может привести к полной блокаде антик-рынка. Если честные сделки можно будет оспаривать в суде "по вновь открывшимся обстоятельствам", как то: экспертные исследования, реставрационные работы, участие произведения в выставочных проектах - все то, что повышает стоимость предмета искусства, - наш рынок встанет. Поэтому в данной ситуации очень важна роль Министерства культуры, которое должно выступить своего рода гарантом прав хозяев произведений искусств при легальной (аукционной и магазинной) продаже. Да и понятия о "чести антиквара" (дилера, коллекционера, торговца) надо бы оберегать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1783
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3761
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2817
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости