Экспозицией в Музее истории и культуры Феликса Нуссбаума в немецком Оснабрюке Государственная Третьяковская галерея открыла передвижную выставку "Освобожденный взгляд. Русское искусство от реализма до абстракционизма из собрания Московской Третьяковской uалереи (1880-1930)". Ее дальнейшее турне в ближайшие три года пройдет через Рейкьявик, Любек, Линц, Цюрих и Людвигсхафен. 64 живописных и 20 графических работ русских художников - от Репина до Малевича - должны показать западному зрителю отход русского реалистического искусства от фигуративности и социальной сюжетики к духовному и абстрактному. Процесс "освобождения" живописи начинается с Репина и малявинских "баб" и логично завершается Кандинским и Малевичем. Чтобы застраховать все эти 84 шедевра (общая сумма страховки составила около 43 миллионов американских долларов), устроители выставки обратились за поддержкой к оснабрюкским предпринимателям, предложив крупным фирмам выбрать себе по вкусу "подшефное произведение", уплатить страховочный взнос и за это получить рекламу в залах музея. Естественно, имена "шефов" указываются на этикетках.
Среди экспонатов - работы Левитана и Сурикова, Кузнецова и Гончаровой. Экспозиция начинается в старом неоклассицистическом помещении музея. Однако ее последний, конструктивистски-абстракционистский раздел экспонируется в прихотливом суперсовременном здании, построенном знаменитым Даниэлем Либескиндом. Именно здесь, в экспрессионистическом по духу пространстве, размещен главный объект выставки - "Черный квадрат" Малевича, подвешенный в углу зала как настоящая "икона" русского авангарда.
С 1 марта соседом подлинного Малевича по залу стала гигантская современная картина "Стертый Малевич" (250x250 см). Это произведение создано московским художником Георгием Пузенковым, последние годы живущим и работающим в немецком Кельне. Идея художественного проекта Пузенкова состояла не просто в том, чтобы стереть "Черный квадрат" на экране компьютера и живописно, с помощью разработанной художником системы особых "шаблонов" воспроизвести результаты этого процесса на огромном холсте. Главное - это возможность выставить картину "Стертый Малевич" в одном зале с подлинным "Черным квадратом", то есть вести творческий диалог с великим мэтром с помощью средств современного искусства, расширяя тем самым его границы, чем, собственно, всю жизнь занимался и сам Казимир Малевич. В пресс-релизе своей выставки Георгий Пузенков отмечает, что "процесс стирания изображения на экране компьютера - это на самом деле процесс замены черных пикселей белыми. Результаты этой борьбы затем переносятся на настоящий холст и оказываются в обрамлении изображенной на холсте рамки компьютерного интерфейса. Тем самым картина демонстрирует столь актуальную для современной культуры полемику между "дигитальным изображением" и классической живописью".