Она проходит одновременно по двум адресам: на ул. Неглинной, 14, в залах Московского Центра искусств до 5 марта и на Крымском валу, 10, - в галерее "Элизиум" до 28 февраля.
Московский Центр искусств представляет более 70 живописных полотен из 10 художественных музеев центральной России. Наши провинциальные музеи обладают бесценными коллекциями русской живописи начала прошлого века. Большая часть произведений этих коллекций поступила к ним еще в 20-е годы из центрального отдела изобразительного искусства Наркомпроса и его подразделений - Музейного бюро, Государственного музейного фонда. До недавнего времени этот пласт искусства как бы хранился в музеях под грифом "совершенно секретно" - его нельзя было показывать, реставрировать, изучать. Теперь же периферийными музейщиками уже многое выявлено и опубликовано, а некоторые "бубнововалетцы" впервые выставляются в сегодняшней экспозиции; среди них работы Н.Гончаровой, В.Кандинского, И.Машкова, О.Розановой и др.
Куратор проекта - Ярославский художественный музей, представленный в экспозиции 12 интересными работами. Под его эгидой проложен маршрут данной выставки: Ярославль, Кострома, Вологда, Иваново, Рязань, Москва.
Выставка, посвященная 90-летию общества "Бубновый валет", устраивается после большого перерыва. В 1927 году в Третьяковской галерее состоялся последний ретроспективный показ творчества этой группы российских художников.
Более 30 произведений "бубнововалетцев" из частных собраний Москвы экспонируются в галерее "Элизиум". Надо отметить, что эта часть живописной дилогии, подчас выдерживающая музейную планку, является хорошим дополнением к образу и сущности "бубнововалетцев".
Их общество было учреждено в Москве в ноябре 1911 года. Хотя еще в декабре 1910-го в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке прошла выставка молодежного объединения "Бубновый валет", устроителями которой были Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, М.Ларионов, А.Лентулов. В выставке участвовали 38 художников из России, Германии и Франции. Среди них - Р.Фальк, братья Бурлюки, К.Малевич, А.Экстер... Экспонировалось 250 произведений (живопись, рисунок, скульптура) всех жанров, кроме исторического.
И в такой же холодный и темный декабрьский день, но уже 1917 года, на закрытии 5-й выставки "Бубнового валета" состоялся очередной диспут. Д.Бурлюк, В.Каменский и К.Малевич прочитали доклады на тему "Заборная живопись и литература". Был выпущен и расклеен по всей Москве стихотворный "Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств" - автор В.Каменский... Деятельность общества художников "Бубновый валет" на этом прекратилась.
Оно возникло как бы в предчувствии катаклизмов Первой мировой войны и октябрьского переворота. Именно тогда в искусстве России, а также Германии и Франции произошел прорыв авангарда. Тогда творческое и выставочное молодежное объединение "Бубновый валет" оказалось в самом пекле драматических процессов европейской художественной культуры, породивших блистательный "русский авангард".
В основу поисков "бубнововалетцев" легло творчество французского живописца Поля Сезанна с его ритмической цельностью, идеей единства мироздания. А стремление передать на холсте мир в его зримой, весомой ощутимости, в "борьбе двух мировоззрений: индивидуалистически-мистического и динамического, грубо-реального материалистического" (слова Лентулова) привело к созданию как в живописи, так и в литературе тех лет уникального явления - русского кубофутуризма.
Под термином "материальное мировоззрение" "бубнововалетцы" подразумевали прежде всего полнокровное, здоровое, самобытное начало, оптимистическое восприятие реального мира, верность живописного глаза. И конечно, искусство "бубнововалетцев" было, по выражению того же Лентулова, "глубоко национальным", оно обращалось в первую очередь к собственной народной традиции - вывеске, игрушке, лубку.
┘Проект назван "Выставка "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе?". Оказывается - и то, и другое. Оказывается, путь на Запад, интеграция в европейскую культуру стимулируют обретение национальных корней. Или наоборот: обращение к самобытным основам увеличивает всемирную отзывчивость русской души, усиливает восприимчивость к общечеловеческим ценностям.