Сразу после новогодне-рождественских праздников в Казани открылась ставшая традиционной выставка антиквариата "Казанская старина". Традиционной ее можно назвать хотя бы потому, что в нынешнем году она проводилась уже в пятый раз. Как и раньше, устроителями ее явились совместно антикварный салон "Казанская старина" и Российский союз антикваров. Изменение, пожалуй, в этот раз было только одно: если раньше экспозиции устраивались в престижном помещении Национального музея Республики Татарстан, то теперь коллекция из 56 "единиц хранения" разместилась на территории устроителей - галерее с названием самой выставки, находящейся в старинном здании гостиницы "Совет" в столице Татарстана.
Следует отметить, что "Казанская старина" уже стала постоянным элементом культурной жизни Татарии. Получается, что ежегодно в конце января жители Казани имеют возможность увидеть произведения живописи, графики и скульптуры мастеров XVIII-XIX и начала XX вв., причем интересно, что зачастую здесь помимо известных художников появляются работы, как принято говорить, "второго ряда", то есть малоизвестных авторов. Это вполне объяснимо, ведь большинство выставляемых предметов происходит из частных московских и казанских собраний, а это значит, что все они имеют определенную рыночную ценность. Кто-то собирает лесные пейзажи, кто-то натюрморты, кто-то марины┘ - каждая вещь когда-нибудь продавалась и покупалась на антик-рынке России.
Кстати, о денежной стороне предприятия. "Казанская старина" официально заявлена в каталоге как "выставка-продажа из частных коллекций в России". Соответственно каждый экспонат получает определенную оценку. Обычно об официальных материальных итогах "Старины" сведений не поступает, однако, если судить по косвенным признакам (главное, это регулярность проведения выставки, да еще и постоянно с цветным каталогом), убыточной она не является. Дело в том, что даже если антикварный предмет не будет продан или зарезервирован в процессе экспонирования, он зафиксирован в каталоге (есть его фотография и описание), то есть уже попал на "белый рынок", что, несомненно, только повышает его потенциальную стоимость. И в конце концов каталоги остаются частью библиографии российского антик-рынка, что очень важно при существующем спросе на антикварно-справочную литературу.
Назову некоторые из выставленных в Казани вещей. Каталог открывается живописью на дереве Боголюбова. "Голландский пейзаж с мельницей" (26,2х 22,4) оценивается в 17-19 тыс. долл. 15-17 тыс. - такова оценка пейзажа на дереве Беггрова "Порт Трипор" (25х47). Пейзажами представлены Прянишников, Киселев, Горбатов, В.Орловский, Дубовской, Поленов, Зарубин, Мещерский, Судковский. Вообще большинство выставленных работ представляют пейзажный жанр. Можно отметить редкую довольно раннюю картину Софроновой "Аллея в парке" (47х56; фанера; 1929), происходящую из семьи художника. Ее оценка 6-8 тыс. долл. Такое же происхождение имеет и полотно В.Милиоти "Русалка" (55х68; 1929), оцененное в 3-4 тысячи.