В рамках "Русских торгов" 20 ноября аукционный дом Сотбис выставил целый стринг художников, которых принято называть "андерграундом шестидесятых". Всего таких работ на Нью Бонд Стрит был 21 лот. А день спустя в "Олимпии" - сэйлруме Сотбис на Хаммерсмит Роуд был проведен аукцион "Искусство XX века", где из 225 лотов 53 имели аналогичное российское происхождение.
Такое внимание к современным русским художникам надо отнести исключительно к заслугам руководителя русского департамента Сотбис Джоанны Викери. Это ее радениями живопись, графика и скульптура 60-90-х гг. после долгого перерыва вновь начала становиться предметом аукционирования на Западе. Отвечая на вопрос об аукционных перспективах этих художников, г-жа Викери говорила о том, что "их надо выставлять потихонечку". То есть надо начинать, однако "дорога здесь более длинная", и она надеется, что, может, "лет через пять-десять" эти имена станут завсегдатаями аукционных торгов.
А пока результаты оказались таковыми: на "Русском сэйле" 20 ноября из 21 лота продалось 6, на "Искусстве XX века" 21 ноября - из 53 лотов ушло 23. Правда, в последнем случае чистота эксперимента размывалась тем, что в русском стринге присутствовали работы художников, которых у нас принято относить к классике, пусть даже и начала XX столетия...
Торги 20 ноября начались лотом # 180 - полотном Михаила Андреенко (1894-1992) под названием "Абстрактная композиция" (26х34). При оценке 4,4-5,9 тыс. долл. его за 4 тысячи купил известный русский дилер старого искусства. Следующим лотом шел Анатолий Зверев. Его ранний "Натюрморт с бутылкой" (56х39; 1958) ушел за 5,7 тыс. долл. (оценка 5,9-8,8). Примечательно, что эта работа, как и большинство из выставленных на "Русских торгах" 20 ноября, происходила из коллекции Георгия Костаки (так было указано в каталоге в рубрике "Провенанс"). В такую же сумму обошлась новому владельцу картина Александра Захарова "Летающая щука" (120x157; 1989), хотя ее эстимейт был выше - 7,3-10,3 тыс.
Были сняты с торгов, не достигнув резерва, полотна Владимира Яковлева ("Все для Глезера", 64х48; гуашь на бумаге), оцененная предварительно в 4,4-7,4 тыс. долл. и Льва Кропивницкого ("Достойная личность", 125х125; 1988), эстимейт которой составил 7,4-10,3 тыс. долл. А вот работа Льва Межберга "Бухара" 1977 года (89х102) была куплена все за те же 5700, хотя ее оценка была такой же, как и у Кропивницкого.
Литография Гриши Брускина (так, помнится, он называл себя раньше, а теперь в каталоге Сотбис написано "Григорий Давидович"), - а это, как обычно, была "Алфавитная композиция" (62х47), ушла почти по нижнему эстимейту за 2129 долл. Не достигли резерва две эротизированные скульптуры Леонида Пурыгина, обе полированной бронзы 1988 года выпуска, высотой 32 и 35 см, "Она бабочка" и "Его: автопортрет". За них было назначено по 7,4-10,3 тыс. долл. Не ушла и еще одна скульптура - мобиль Леонида Сокова "Ленин и Кальдер" 1994 года. Торговались за нее до 24 тысяч (!), но также не дошли до резерва. Оценка этого лота составляла 29,5-44,2 тыс. долл.
На следующий день на аукционе "Искусство XX века" многие лоты можно было отнести к "традиционной классике": например, картины Касаткина, А.Альтмана, Малявина, Экстер, Анненкова, Кустодиева, Гончаровой, Д.Бурлюка (все - не продано). Из вещей этого разряда ушли единицы. "Собор Василия Блаженного" (34х26), подписанный Исааком Бродским, продался за 2600 долл. Лубочного вида зимняя деревенская картинка, подписанная Константином Коровиным и совершенно не похожая на него (35х42; 1930) с эстимейтом 1,8-2,2 тыс. долл. вызвала оживление в зале и ушла в результате за 11 тысяч!
Живо распродавались произведения театрально-декорационного искусства 1920-1930-х гг. Пара костюмных эскизов Валентины Ходасевич 1921 года (37х22 и 37х23) ушла по среднему эстимейту за 2600. Эскиз костюмов двух полицейских для "Смерти Тарелкина", который приписывался Александре Экстер (50х34; 1925), купили за 880 долл. Пара театральных эскизов Михаила Ларионова (34х26 и 27х30) обошлась новому владельцу в 520 долл. Костюм работы Александра Бенуа (46х31; 1928) стоил 1400 долл., а пара его же эскизов декорации для оперы "Богема" (22х29 и 22х31) - 4 тысячи.
Бенуа был представлен еще тремя лотами с провенансом "из семьи художника". Ушли пейзажи: пара сельских видов (30х44; 1946 и 22х32; 1936) за 4 тысячи, пара городских видов (26х31; 1928 и 37х44; 1953) за 4,6 тыс. долл.
Официоз 1950-1960-х годов также был представлены в коллекции XX века. "Обнаженная" Вепхвадзе оценивалась в 1,2-1,5 тыс. "Руставский металлургический завод" Кобелиани - в 900-1200. Огромное полотно "Украшают елку" Гуляева (166х128) - в 7,5-10,5 тыс. Вся группа "соцреалистов-худфондовцев" ограничилась продажей единственного полотна "Зимний день", написанного Геннадием Малышевым в 1974 году (89х95). Его конечная цена составила 7 тыс. долл.
"Андерграунд" прошел успешнее. Хотя ни Зверев ("Женская головка", бумага, ручка; 20х14; 1964; 1,2-1,8 тыс. долл.), ни Яковлев ("Голубой цветок", бумага, гуашь; 41х30; 6-7,5 тыс.) покупателя не нашли. Та же судьба ожидала и работы других известнейших художников: Эдуарда Штейнберга ("Композиция", коллаж на бумаге; 51х42; 1985; 2,7-3,3 тыс.), Евгения Кропивницкого ("Женская головка", бумага, карандаш; 64х53; 1916; 3-4,5 тыс.), Бориса Мессерера ("Трио граммофонов", 160х200; 1980; 6-9 тыс.), Франсиско Инфанте (фотомонтаж, 50х50; 1979; 4,5-7,5 тыс.). Не куплены и работы Э.Зеленина, А.Голомазова, Д.Грецки, О.Лягачева, Е.Михнова-Войтенко, С.Арутюняна.
Зато ушли "Карты" Владимира Немухина (коллаж на дереве, 41х36; 1989). Композиция достигла нижней оценки - 2650 долл. "Коллаж: портрет" работы Юрия Красного (69х56; 1979) также "по низу" был продан за 3500. "Обнаженная. 1.3.1986, четв. 7 ч. 34 мин." кисти Василия Ситникова (114х63) оценивалась предварительно в 6-9 тыс. долл., а продана была за 5300. Коллаж "Сталин", выполненный Олегом Соколовым в 1960 г. (41х29), получил конечную цену 6100 долл. Заинтересовал покупателей и крупный офорт Дмитрия Плавинского "Собор" (90х59; 1972) - ушел за 2100. А закончилась русско-советская часть аукциона "Искусство XX века" характерным коллажем Кирилла Данелия с бутылкой водки на фоне разломанных ящиков. Его "Востребованная" размером 46х47 см 1990 года выпуска досталась покупателю за 3,7 тыс. долл.
Стоит отметить, что провенанс большинства андерграундных лотов и этого аукциона отсылает к известным западным коллекциям неформального искусства: Георгия Костаки и Александра Глезера.
Лондон-Москва