С 31 октября по 7 ноября в Москве, в Центральном доме художника проходил Российский антикварный салон. Нынешний форум старинщиков, уже 11-й по счету, по традиции увеличил с прошлого раза число участников. Сейчас их было "более ста", по заверению организаторов. Полгода назад, во время юбилейной X ярмарки, было заявлено 72 экспонента. Стоит вспомнить, что во время проведения первого салона, 6 лет назад, выставлялись всего 13 московских галерей.
Зато на прошедшем антикварном фестивале создавалось впечатление, что питерские торговцы стариной уже превысили москвичей количественно, а обилием и богатством выбора подавили уж точно. Петербуржцев было легко определить по размаху стендовой площади (правда, надо сказать, что зачастую они снимали свои большие стенды, объединившись в группы по несколько структур, - так получалось дешевле и представительней). Легко узнавались стенды антикваров из Северной столицы и по характерному, буквально купеческому изобилию свисающих люстр, бесчисленного бронзово-чугунного литья, огромных фарфоровых ваз, мебели и прочего "тяжелого" антиквариата. Так что в первую очередь приходит мысль: как же они сумели довезти всю эту тяжесть до Москвы?
Примечательно, что организаторы и поддерживающий их начинания Департамент по сохранению культурных ценностей МК РФ особо подчеркивали факт перехода антикварного рынка в новые условия хозяйствования. Произойдет это очень скоро, после того как с февраля будущего года будет отменено лицензирование антикварной торговли. Помимо ужасов, которые, по прогнозам представителей Минкульта, ждут будущий нецивилизованный рынок, все эксперты в один голос предрекли еще большее увеличение числа участников ярмарок. Так что организаторы из фирмы "Экспо-Парк" говорили о грядущем подключении к площадям антикварного салона залов ЦДХ на третьем этаже (!).
...Но это пока только планы, а вот XI Российский антикварный салон уже стал историей. Прошел он, по-моему, успешнее предыдущих, да и по общему усредненному качественному уровню, мне кажется, был выше предыдущего. Разговоры же об "отсутствии на ярмарке шедевров" ведутся постоянно, от салона к салону, и, мне кажется, скорее уже по привычке - никто всерьез не ждет на этом торжище шедевров (их, надо сказать, и в музеях-то не так уж много висит). Хотя ряд показанных здесь произведений искусства отметить можно.
Между прочим, уже на нескольких салонах подряд устроители применяют практику предоставления так называемых топ-листов, в которые сами фирмы-участники включают лучшие, по их мнению, работы. Так вот, на нынешнем салоне впервые был создан топ-лист Экспертного совета, куда вошли 7 известных искусствоведов разной специализации. Этот профессиональный топ-лист грешил, пожалуй, еще большими перекосами, чем первый, топ-лист торговцев. Достаточно сказать, что из 65 топ-предметов, отмеченных экспертами, 20 составили иконы, а еще десяток - произведения восточного искусства. Торговцы оценивали свои сокровища более взвешенно: только 4 иконы и 3 "востока".
На мой взгляд, был очень заметен среди всех предметов антикварной ярмарки стильный триптих "Водяной" Васнецова в экспозиции Гелоса (об этой картине уже приходилось писать). Несомненно, стоит выделить вслед за экспертами раннюю довольно большую работу Кандинского "Горное озеро" (50х70; 1896-1902) на стенде галереи "Принт-Арт". Можно отметить всю экспозицию фирмы "Арт Дуэт" - на их стенде было много хороших вещей, в том числе прекрасный Шишкин "Летний пейзаж с овечками" (71х58) и отмеченный экспертами беспредметный Богомазов 1916 г. (60х54).
Что же касается столь же обычных, как и фраза "нет шедевров", разговоров о "неокупаемости антикварных салонов", то здесь во многом то же лукавство. Деталей бизнеса никто, конечно, не раскрывает, но могу сказать, что лично сам был свидетелем порядка десяти покупок вполне пристойного уровня, каждая из которых способна была с лихвой окупить участие экспонента в Российском антикварном салоне.