-В каком году вы пришли в Сотбис? Что изменилось за эти годы и в какую сторону?
- Я начала работать в отделе русского искусства Сотбис в Лондоне в первые месяцы 1997 года в качестве ассистента, владеющего русским языком. В это время в отделе не было ни одного эксперта, говорящего на русском. Что в определенной степени и предопределило мой выбор руководством Сотбис.
Я думаю, что рынок значительно изменился с тех пор. Особенно это касается того, что Сотбис продает на аукционах русского искусства. До начала 1999 года формирование аукционных коллекций происходило в духе традиции, установившейся еще в середине 80-х годов: продавать все, что является русским и антикварным, начиная от маленьких серебряных стопок черненого серебра и художественных вышивок XVIII века. В 1999 году на уровне компании было принято решение о концентрации усилий на формировании меньших по объему, но гораздо более ценных в стоимостном выражении аукционных коллекций, что позволило Сотбис направить ресурсы на более престижные элементы рынка, на котором в настоящее время господствующее положение занимает живопись, а не декоративно-прикладное искусство.
- Вы были известны еще до того как стали работать у Сотбис - по составленному вами каталогу выставки Кристины Робертсон, шотландской художницы, много работавшей в России. Как получилось, что, начав заниматься Кристиной Робертсон в Шотландии, вы оказались у Сотбис в Лондоне?
- Я думаю, что меня больше всего привлекала исследовательская работа, желание узнать о ней как можно больше. Я была полна решимости вернуть в историю шотландской (да и русской) живописи незаслуженно забытую на родине художницу. Особенно меня интересовали шотландско-русские связи, взятые в их социально-исторической перспективе.
- Вы прекрасно говорите по-русски, что является вашим большим преимуществом по сравнению с другими аукционерами, занимающимися русским искусством. Откуда это у вас?
- Я изучала русский, немецкий и итальянский в университете Дурхама, небольшого города в северной Англии. Русский всегда был моим любимым языком. После двух лет интенсивного изучения я имела возможность усовершенствовать его на практике - шесть месяцев я прожила в Красноярске, где наконец я стала свободно говорить по-русски. К сожалению, мой сибирский акцент исчез в последующие годы.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития мирового аукционного рынка русского искусства?
- Я думаю, что будущее международного рынка русского искусства в значительной степени будет зависеть от того, будет или нет изменено российское законодательство, касающееся экспорта произведений искусства из Российской Федерации. Мне достаточно трудно оценить весь рынок русского искусства, так как я имею только данные об аукционах, регулярно проводящихся на Западе, и практически не знакома с российским рынком. Разумеется, если говорить только о западном рынке, я полагаю, что перспективы скорее хорошие. Несмотря на то, что предложение будет уменьшаться. Это в определенной степени будет компенсироваться ростом цен на предлагаемые к продаже произведения русского искусства. При наличии стабильной общей политико-экономической ситуации, разумеется. Если сравнить цены, достигнутые в ходе аукционных продаж произведений живописи других национальных школ - греческой, ирландской или шотландской, например, - одного уровня с русскими произведениями, то нетрудно будет заметить, что там цены гораздо выше, чем в разделе русской живописи. Таким образом, на мой взгляд, в том, что касается цен на произведения русского искусства, имеются все условия для их значительного роста.
- Каковы перспективы реализации предложения о проведении специального аукциона художников-нонконформистов в свете их продаж на последних двух "Russian Sales" у Сотбис?
- Рынок произведений художников-нонконформистов только-только начинает складываться. Без всякого сомнения, потребуется время и усилия всех заинтересованных сторон, таких, как галереи, коллекционеры, художники, а не только аукционных домов, для усиленного развития этого зарождающегося рынка. В длительной перспективе (через 10-20 лет), я абсолютно уверена в этом, произведения многих из лучших художников этого направления станут предметом повышенного интереса со стороны коллекционеров. Следовательно, для разбирающегося коллекционера сейчас самый благоприятный момент для покупки произведений русских нонконформистов. Отчасти именно поэтому я начала включать в "Russian Sales" Сотбис произведения этих художников. Цены на них сейчас самые низкие на художественном рынке и можно приобрести замечательную акварель Анатолия Зверева с провенансом из бывшей коллекции Костаки менее чем за 5 тысяч долларов. На современном рынке это эквивалент крайне заурядного, третьесортного пейзажа, написанного малоизвестным художником в XIX веке. Разумеется, я предпочту вложить, если хотите, свои деньги в Зверева, чем в последнего.
- Скажите, кто покупает на русских аукционах Сотбис в Лондоне и кто продает?
- Покупатели на наших "Russian Sales" самые разные: русские, живущие в Москве, русские эмигранты, живущие на Западе, американцы и европейцы. Каждая из этих групп имеет свои предпочтения. Например, обычно покупатели из США приобретают больше всего работ русских художников-декораторов русских балетов, таких, как Лев Бакст или Александр Бенуа. В то время как русские покупатели предпочитают классиков XIX века - таких, как Константин Маковский и Иван Шишкин.
Что касается продавцов, то их спектр достаточно широк - от профессионалов-дилеров до частных коллекционеров. В последнее время в этом спектре стало одним сегментом больше - современные художники стали давать свои картины на аукционы.
- Вы первый раз в Швейцарии - в связи с формированием коллекции предстоящего аукциона. Есть ли что-нибудь интересное среди ваших находок, что могло бы заинтересовать русских коллекционеров?
- В Швейцарии гораздо больше произведений декоративно-прикладного искусства, чем живописи. Как известно, Сотбис в Женеве обычно продает Фаберже и русское серебро. Это объясняет то, что во время моего пребывания в Женеве я видела предметы, принадлежащие в основном к этим двум категориям. Больше всего мне запомнился фарфор Императорского завода в Петербурге из собрания швейцарского коллекционера, собиравшего русский фарфор на протяжении не одного десятка лет. Возможно, его коллекция будет выставлена на весенние русские торги в Лондоне.
- Не могли бы вы сказать несколько слов о предстоящем русском аукционе в Лондоне.
- Следующий аукцион русского искусства состоится в Лондоне 20 ноября. Это будет очень волнующим событием для меня, так как на продажу будет выставлена коллекция семи произведений Зинаиды Серебряковой, происходящая непосредственно из семьи этой замечательной русской художницы. Это, если я не ошибаюсь, будет впервые, когда что-то из семейного собрания Серебряковых будет продаваться на публичных торгах. Выручка от продажи предназначается для Фонда Серябряковой, недавно учрежденного в Париже. Одна из главных задач фонда - создание постоянной экспозиции произведений художницы в Париже, а также осуществление исследований творчества Серебряковой и публикация "Catalogue raisonne" ее произведений. Часть из выставляющихся на торги произведений совершенно неизвестна широкой публике.
В связи с нашей дискуссией по поводу послевоенных художников хотела бы сказать, что на продажу будет выставлена значительная скульптура "Ленин и Кальдер" Леонида Сокова, произведения которого экспонируются в настоящее время на Венецианской биеннале. Эта скульптура из частной американской коллекции может быть продана на торгах в районе 30-40 тысяч долларов.
Также будут выставлены три полотна (панорамные виды Москвы и Санкт-Петербурга) кисти придворного живописца Иосифа Андреевича Вейса (1814-1887). Их особенная ценность заключается в том, что они происходят непосредственно из коллекции великой княжны Ольги Николаевны, которая, как говорят, преподнесла их своей дочери принцессе Лихтенбергской - внучке императора Николая I - в качестве свадебного подарка. Надеемся, что они будут проданы за 110-160 тысяч долларов.
- С того момента, как вы начали работать у Сотбис, произошло немало изменений в торговле русским искусством. Труднее становится находить первоклассные вещи. Стали проводить аукцион русского искусства в интернете. С осени этого года аукционы будут проходить в "Олимпии". Не могли бы вы прокомментировать все вышеизложенное.
- Я не могу не согласиться с тем, что в последние годы стало гораздо труднее находить для аукционов произведения высокого качества. Я также думаю, что более строгие критерии отбора произведений диктуют необходимость проведения аукционов с гораздо менее значительным числом лотов, чем прежде. Но я должна заметить, что трудности с нахождением произведений искусства для аукционов испытываются во всех областях коллекционирования, а не только в том, что касается произведений русского искусства. Не следует в этой связи забывать, что современный художественный рынок, в своей большей части контролирующийся крупнейшими аукционными домами, - явление послевоенного периода. Количество хороших произведений, впервые появляющихся на рынке, естественно, уменьшилось за последние 50 лет. Что влечет за собой переосмысление традиционных подходов к его - рынка - функционированию. Так, например, менее дорогие предметы могут с успехом продаваться на интернетовских аукционах, где пока основными продавцами являются арт-дилеры.
Открытие в Лондоне нашего второго аукционного зала "Олимпия" создает идеальные условия для того, чтобы попытаться разработать такие секторы рынка русского искусства как, например, живопись советского периода, русская фотография и серебро XIX века, относительно низкая стоимость которых не позволяет выставлять их на продажу на Бонд-стрит. Эти аукционы будут рассчитаны на новое поколение собирателей, которые могут себе позволить покупать на этих аукционах за 1-5 тысяч долларов. Кстати, коллекция из 30 работ художников-нонконформистов будет включена в торги "Европейская живопись XX века", которые будут проходить в "Олимпии" 21 ноября этого года, то есть сразу же после торгов русского искусства.
- Заметно, что произведения некоторых художников (Шишкина, Бакста, например), купленные несколько лет назад, недавно снова появились на аукционах Сотбис в Лондоне. Можно ли утверждать, что русская живопись становится "конвертируемой" валютой? Насколько выгодно вложение капитала в покупку русского искусства, продающегося на "Russian Sales" в Лондоне?
- Как я уже сказала, рынок русского искусства имеет значительный потенциал роста. Однако я не являюсь сторонницей покупки произведений искусства только в целях вложения капитала. Настоящий коллекционер всегда должен покупать сердцем, а не головой. Если кто-то хочет сделать состояние на рынке искусства, покупая и продавая, то тогда он должен быть дилером, а не коллекционером. В целом качественные вещи всегда сохраняют свою ценность. Поэтому острый глаз или, когда делаются первые шаги на этом поприще, - хороший совет знатока художественного рынка помогут максимизировать инвестиционный потенциал ваших покупок. Насколько мне известно, цены на русское искусство в настоящее время в Лондоне ниже, чем в Москве. Поэтому я бы советовала делать выгодные покупки сейчас в Лондоне на наших аукционах русского искусства. Хотяпри этом надо иметь в виду, что цены на самые значительные картины в Лондоне отнюдь не ниже московских.