Как известно, позавчера, 31 октября, в Центральном Доме художника начал работу ХI Российский антикварный салон. Нынешняя ярмарка продлится по 7 ноября включительно (если, конечно, как бывало раньше, участники не попросят организаторов продлить ее на день-другой). Шестой год подряд дважды - весной и осенью - весь второй этаж огромного здания ЦДХ занимают продавцы и экспоненты старого искусства. Причем с каждым новым салоном участников становится все больше: в этот раз их заявлено уже 100. Что касается бросающихся в глаза особенностей XI Салона, то, во-первых, следует отметить, что он проводится в переломный момент жизни российского антикварного рынка, в преддверии отмены с февраля 2002 г. лицензирования антикварной деятельности. (К чему это может привести, мы уже не раз говорили (см., например, "НГ" # 166 от 07.09.2001) Применительно к Салону, возможно, надо готовиться к стремительному росту числа участников уже в марте будущего года.) Второй особенностью я бы назвал усиливающийся интерес к искусству Востока и, как следствие, стабильное увеличение числа участников "восточной направленности".
Среди прошедших во второй половине октября антикварных событий следует также упомянуть о двух аукционах: "Аукционе ЛГ", который прошел 18 октября, и нумизматических торгах фирмы "Екатерина", состоявшихся 20-го. В "ЛГ" доминировали книги. Как считают устроители, оправдывает себя тактика низких стартов. Например, "История крестовых походов" Г.Мишо (пер. с франц., СПб.-М., издание Вольфа, большеформатное, 1884 г.), поставленная по старту в 30 у.е., была продана за 550 у.е. А работа В.Тредиаковского "Три рассуждения о трех главнейших древностях┘" 1773 г. издания, в очень плохом состоянии, ушла при старте 100 за 600 у.е. Автограф Ахматовой на ее же книге "Четки", датированный октябрем 1918 г., ушел за 350 у.е. (а начинал со 160 у.е.). Следующий "Аукцион ЛГ" намечен на начало декабря.
На нумизматических торгах в "Екатерине" из 277 лотов каталога продано 104. Можно было подметить некоторые особенности прошедшего аукциона. Совсем не пользовались спросом золотые монеты, как обычно, самые дорогие, не продано ни одной монеты эпохи Павла I, не уходили "Георгии" и вообще награды, зато распроданными оказались все жетоны, да еще и с борьбой. Самым дорогим лотом аукциона оказался # 66 - серебряный рубль 1762 г., эпохи правления Петра III. Это был очень редкий брак: оттиск сделан лишь на одной, лицевой стороне и просвечивает насквозь. Лот, выставленный по старту за 7,5 тыс. долл., вызвал в зале оживленную торговлю нескольких желающих и в конце концов ушел за 11 тыс. долл.