В ПРОШЛУЮ субботу, 13 октября, самая крупная российская антикварная структура - дом Гелос - провела долгожданный "коллекционный аукцион", то есть аукцион с цветным каталогом, со специально подобранной коллекцией как минимум "собирательского", а то и "музейного" уровня. Долгожданным его можно назвать потому, что именно результатами открытых торгов руководствуются в своей повседневной деятельности и "серые" дилеры, и магазинные антиквары: цены, заявленные на аукционах, зачастую являются единственной точкой отсчета для определения средней стоимости предлагаемого к продаже предмета антиквариата или произведения старого искусства. Следует учесть и тот факт, что фирма Гелос осталась единственной, кто торгует "тяжелым антиквариатом" с аукционов (еще один оператор антик-рынка - "Аукцион ЛГ" - занимается торгами мелким и средним антикварным материалом). Отсюда понятны ожидания, связанные у московских специалистов и любителей с коллекционными аукционами Гелоса.
На этот раз устроители решили совместить в одном каталоге два аукциона, коллекционный и нумизматический, и провести их в две сессии в 12 и 14 часов. Выгода такого совмещения лежит на поверхности - сокращаются накладные расходы, в том числе на печатание каталога, кроме того, есть вероятность увеличения потенциальной аукционной аудитории за счет представителей "смежной" отрасли собирательства. Не знаю, насколько последний аргумент помог, но на первой сессии зал был полон - около 100 человек. На "нумизматике" участников было традиционно меньше, но 30 человек в зале я насчитал.
Что касается результатов, можно сказать, что особых потрясений не было, да и не ожидалось. Цифровые итоги таковы: из 142 лотов основного каталога 63 продано, 60 не продано, еще 19 снято до начала торгов. 29 лотов был включено в так называемый дополнительный стринг - сюда входят предметы, принесенные буквально за несколько дней до начала торгов. 12 из них продано; это много для допстринга.
По разделам картина результатов несколько разнится. Так, декоративно-прикладное искусство шло очень живо. И фарфор со стеклом, и серебро, а уж ювелирные изделия раскупались буквально на ура. Небольшой стринг мебели также ушел хорошо. А вот в иконном стринге из 22 лотов продано 9. В стринге живописи и того слабее: из 50 "картинных" лотов в зале было продано 16. Специалисты объясняют этот факт тем, что "мало хороших вещей". Пожалуй, это справедливо. Самым дорогим лотом живописного стринга оказался симпатичный "Пруд" Гине (114х98) - 50 тыс. долл. по старту, - вещь, повторюсь, симпатичная, но не шедевр. "Горная обитель" Лагорио (34х45) - 14 тыс. "Пейзаж с ручьем" Шишкина (18х27; холст на картоне, масло) - 9,5 тыс. Два пейзажа Н.Клодта - "Летний с рекой" и "Романтический" (63х103 и 90х70) - оба по 17 тыс. Традиционный "Дворцовый интерьер" Кучумова (90х78) - 9 тыс. Красивая фанера Горбатова с видом Пскова (38х46) - 20 тыс. Кстати, Константин Горбатов был представлен небольшой подборкой из четырех лотов, причем все четыре ушли (три - с небольшим ростом). А вот из подборки портретов и пейзажей Роберта Фалька (7 лотов) не ушел ни один.
Топ-лотом живописной части аукционной коллекции Гелоса должен был стать триптих Аполлинария Васнецова "Водяной". Это прекрасное произведение, типичное для стилистики модерна, в родной раме, достигает настоящего музейного уровня. Его размеры - средняя часть 117х101, створки по 97х47; техника - холст, масло. Эстимейт 40 тыс. долл. На мой взгляд, это одно из лучших произведений искусства, появившихся на рынке в последние пару лет. Того же мнения придерживаются и руководители Гелоса. По их словам, "Васнецов нравится всем, но покупать его никто не хочет". Любопытно, почему. Объяснение забавное. "Сюжет не подходит, боятся: вдруг бизнес не пойдет, и кого тогда винить? То ли конкурентов, то ли этого". Предлагали купить крупной страховой компании: "Повесьте над входом, пусть знают, что будет, если не страховаться". Но страховщики резонно возражали: каждому не объяснишь, а масса будет воспринимать "Водяного" как символ компании, мол, здесь так происходит со всеми┘ Так и висит стильный триптих в залах Гелоса уже около полугода. Теперь надежда на предстоящий Антикварный салон в ЦДХ.
В разделе ДПИ был целый ряд интересных лотов. По заочному биду ушла за 24 тыс. долл. (при старте 20 тыс.) среднего размера (45,5) фарфоровая ваза Берлинской мануфактуры с изображением Потсдама, датируемая 1837-1844 гг. Французские парные вазы (42 см.; 1870-1880) с любовно-пасторальными сценками проданы за стартовые 13 тыс. Неожиданно упорная борьба завязалась за серебряный золоченый кувшин работы Сазикова (1869; 1300 г). Стильный модерновый кувшин с листьями по тулову стартовал с 2300 долл. В результате двое торгующихся в зале подняли его конечную цену до 7700 долл.
И в этом разделе топ-лот оказался непроданным. Серебряные шахматы "Конек-Горбунок" выставлялись на торги по старту 60 тыс. долл. В экспертном заключении ГИМа утверждается, что "подобный комплект мог быть изготовлен в период с 1896 по 1898 г. и является подлинным изделием фирмы И.Хлебникова". 32 шахматные фигурки общим весом 2820 г, выполненные по мотивам знаменитой сказки Ершова, уникальны в первую очередь своей полной комплектностью. В Историческом музее такой набор есть, но одной фигурки в нем не хватает. И опять-таки вещь музейного уровня покупателей пока не нашла.
* * *
На нумизматические торги выставлялось 170 лотов. 89 из них продано - для монет и медалей процент обычный. Самым дорогим лотом нумизматической коллекции Гелоса была пятикопеечная монета 1771 г., выпущенная в эпоху правления Екатерины II для Молдавии и Валахии. Эта бронзовая монета считается особо редкой и даже "недоступной", так как, во-первых, выпускалась для установления обменного курса между русскими копейками м местными парами, а во-вторых, чеканилась на Садогурском мондворе из твердой пушечной бронзы, что вызывало технические трудности при изготовлении. Цена монеты составила 15 тыс. долл. (по нижней границе оценки).
Надо отметить, что довольно много лотов превысило при продаже тысячную границу (это некий рубеж в нумизматической торговле, выше тысячи долларов - крупная сделка). Это в первую очередь относится к хорошей подборке петровских рублевиков. Рубль 1718 г. - 1,8 тыс., 1719 г. - 1,1 тыс., 1722 г. - 1,5 тыс., 1723 г. - 2,3 тыс., полтина 1725 г. - 1,5 тыс. Да и вообще рублей разного времени, являющихся популярной темой собирательства в русской нумизматике, было много хороших и разных. Из эпохи Анны Иоанновны выделяется монета 1734 г. с "лирическим портретом" императрицы (2,8 тыс. при старте 2,4). Эпоха Ивана Антоновича представлена рублем 1741 г. в состоянии прекрасного VF за 2,4 тыс. стартовых. Правление Николая II - рублем 1912 г. (по случаю открытия памятника Александру III в Москве) в превосходном состоянии (XF-UNC) за 2,7 тыс. долл.
Эффектно выглядели лоты из эпохи Павла I. "Тяжелый рубль" 1797 г. в состоянии UNC с превосходной патиной ушел по старту за 3,5 тыс. А "Альбертов рубль" 1796 г. в том же состоянии, который устроители называют "одним из лучших сохранившихся экземпляров", после небольшой торговли в зале достиг цены 4 200 долл.
Несколько монет происходило из известного собрания Гуттен-Чапского, с его собственными клеймами. Такой оказалась серебряная полтина Петра III 1762 г., ушедшая за 1,8 тыс.
В небольшом разделе медалей, жетонов и орденов можно отметить золотой орден Св. Анны 3-й степени с мечами и с бантом, исполненный фирмой "Эдуард" за 1,2 тыс., а также прекрасную стальную печать Императорского шляхетского кадетского корпуса в отличном состоянии. Двухкилограммовая печать высотой 13 см интересна тем, что на ней видна фамилия резчика. Так что 1 тыс. долл. за практически подписную печать не выглядят переплатой.