-ЗАКОН, регулирующий ввоз и вывоз культурных ценностей в Россию и из России, был принят еще в 1993 году. И вот наконец-то в нынешнем году принято постановление правительства РФ, которое ввело в действие этот закон. Главным нововведением этого постановления стала утвержденная правительством форма разрешения на вывоз: "Свидетельство", имеющее десять степеней защиты. Мы долго общались с представителями контролирующих организаций (таможней и т.п.) и в конце концов убедили их в том, что необходимо сделать так, чтобы основной экземпляр разрешения на вывоз обязательно оставался у того, кто вещь вывозит, - у заявителя. Для чего это делается? Как показывает практика, если человек переезжает из одной страны в другую, потом в третью или, скажем, возвращается в Россию, то при пересечении второй, третьей и так далее границ он ничем не может подтвердить правильность первоначального вывоза культурных ценностей из России. Ведь разрешение у него раньше отбирали на таможне. Теперь у вывозимых предметов появляется своего рода паспорт, который показывается на всех пересекаемых границах, в том числе и при возвращении в Россию. Соответственно никаких ввозных пошлин он платить уже не будет. Кроме того, если раньше свидетельство действовало на протяжении трех месяцев, то теперь этот документ бессрочен.
- Известно, что не так давно вступили в силу некоторые уточнения порядка вывоза культурных ценностей из страны. В том числе я знаю, что введены некие градации культурных ценностей и предметов быта. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Нынешним летом мы издали приказ Министерства культуры (и утвердили его в Минюсте) об уточненном порядке вывоза культурных ценностей. В том числе наряду с понятием "культурные ценности", на вывоз которых требуется свидетельство, о котором мы только что говорили, вводится новая категория предметов - "предметы культурного назначения". Она относится к предметам быта: ложечкам, тарелочкам и прочим, не являющимся раритетами. Оно относится и к произведениям современной живописи, которая в изобилии продается на вернисажах, на аллеях и бульварах. На подобные предметы мы выдаем не свидетельство, а справку установленного образца, которая позволяет их беспрепятственно вывезти из страны.
- Виктор Васильевич, значит ли это, что теперь без справки Минкульта вывезти, допустим, предмет быта, мало-мальски напоминающий "культурную ценность", или, скажем, картину явно "арбатского происхождения", будет невозможно?
- Ну почему же, вы можете попробовать, и, может, вас даже и выпустят. Таможенник может сказать: я вам верю, что вы купили эту работу у арбатского художника и сделана она вчера. Но может сказать: я ничего в живописи не понимаю, может, это вы сами написали на ней дату "2000 год", посылаю картину на дополнительную экспертизу. Поэтому, если есть возможность решить вопросы вывоза легитимно, чтобы не дать повода для сомнений, то ей надо воспользоваться.
Кроме того, у нас существует 12 территориальных управлений МК РФ по сохранению культурных ценностей. Они занимаются выдачей разрешений на вывоз на местах и обслуживают зачастую огромные территории, например в Сибири и на Дальнем Востоке. Или вот Северо-Западное территориальное управление в Санкт-Петербурге обслуживает еще и наш Калининградский анклав. Поэтому, чтобы получить легальное разрешение на вывоз картины современного художника, необходимо нелегально вывезти ее через несколько границ в управление в Петербург или в Москву. Кроме того, все эти поездки немало стоят в сравнении с ценой самих предметов. Здесь и поможет система справок. Мы создали в крупных центрах институт экспертов по разным видам искусства, утвержденных министерством. Кто-то из этих экспертов по представлению территорий получит необходимые полномочия по выдаче таких справок. И теперь из Калининграда не нужно будет ехать в Петербург или в Москву с картиной современного художника.