Серьезных событий в начале сезона в антикварном мире ожидать не приходится. Так, слухи, разговоры, предположения, намеки┘ Один мой знакомый, крупный московский "серый дилер", говорил мне, что ждет вступления в силу закона об отмене лицензирования (см. об этом статью в прошлом выпуске "Антиквариата" - "НГ", # 166 от 07.09). А как только это случится, он сразу же "откроет свою фирмочку" (то есть купит патент) и "начнет потихоньку торговать". Чиновники из Министерства культуры ждут того же, но с опасением: как осуществлять контроль над рынком в новых условиях? Куда девать большой лицензионно-разрешительный аппарат - центральный плюс множество региональных департаментов? (По мнению компетентных людей, общая численность сотрудников департаментов по сохранению и контролю за ввозом-вывозом культурных ценностей по стране составляет более 100 человек. А ведь большинство занимались именно выдачей разрешений и последующими проверками торгующих антиквариатом.) Правда, руководители департамента говорили мне о том, что сотрудники подобных подразделений по большей части сейчас занимаются экспертизами - для правоохранительных и других госорганов. Поэтому и сокращений особенных не будет. Вот в этом как раз сомневаться не приходится: "выбивать" новые единицы трудно, кто же позволит их уничтожать!
В Российском союзе антикваров (это тот, который создал некогда известный антиквар, а позже политический деятель Александр Буркин) снова говорят о проведении подобия антикварного салона или ярмарки в провинции. В прошлом году такие выставки-продажи проводились при поддержке РСА в Казани и в Воронеже. Теперь поговаривают о Калининграде. А в Москве говорят о проведении ярмарки в Рэдиссон-Славянской, альтернативной Российскому антикварному салону в ЦДХ. Правда, организаторы предыдущей весенней выставки в Рэдиссоне, называвшейся "Антик-шоу", разошлись на почве личных конфликтов, так что какая фирма возьмет на себя саму организацию, пока неясно.
Наконец, интересный слух дошел до Москвы из-за границы. Заслуживающие доверия люди уверяют, что французский мультимиллионер Бернар Арно, чуть более двух лет назад купивший третий по величине на тот момент британский аукционный дом Филлипс, а в январе нынешнего года обеспечивший слияние Филлипса с фирмой де Пюри и Люксембург (подробный материал об ФПЛ помещается на этой полосе), собирается приобрести ведущий мировой аукционный дом Сотбис. Если это произойдет, последствия для мирового аукционного бизнеса будут крайне серьезными - Арно станет почти монополистом в нашем сегменте рынка. Считают, что президентом новой структуры Сотбис станет Симон де Пюри. Что касается русского отдела Сотбис, аналитики считают, что его положение при новом руководстве укрепится. "НГ" будет внимательно следить за ситуацией вокруг Сотбис. В ближайших номерах намечено опубликовать большое интервью ведущего специалиста русского отдела дома Сотбис Джоан Викери.