Минкульт считает, что отмена лицензирования принесет вред
- АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, с чьей подачи отменили лицензирование торговли предметами антиквариата, кто был "отцом" этой идеи?
- Эта идея и ее реализация принадлежат Герману Грефу. По его мнению, для оживления нашего внутреннего рынка, экономики России подобное огромное уменьшение списочного состава лицензируемых предметов (с 2-3 тысяч до полутора сотен) было необходимо. И с точки зрения макроэкономических показателей это верно. Но следовало бы рассматривать каждый конкретный случай. Например, в нашем случае, в торговле антиквариатом, лицензирование несомненно помогало развитию рынка.
Дело в том, что для получения лицензии на право торговли предметами антиквариата требовалось выполнять определенные условия - как моральные, так и правовые, направленные на то, чтобы приносить выгоду государству. Прежде всего я имею в виду сбор налогов в пользу государства от торговли антиквариатом. Кроме того, если продавец антиквариата имеет лицензию, это значит, что государство доверяет ему, но также может и требовать с него действительно легальной торговли. Ведь известны примеры, когда предприятие показывает нулевые доходы, а вся торговля ведется "вчерную" и никакие налоги с продажи в казну не поступают. Есть и вторая сторона - взаимоотношения покупателя и продавца. Известно, что в силу нашей государственной специфики до 90% всех культурных ценностей находится в музеях и прочих госхранилищах. Отсюда - столь малый объем нашего внутреннего антикварного рынка. Мало настоящих вещей - появляются "фальшаки", подделки; страдает покупатель. В обоих случаях мы - государство в лице Министерства культуры - стояли на страже интересов как самого государства, так и участников рынка. Мы могли применить силу и отозвать лицензию у недобросовестного продавца. Если же лицензий не будет, покупатель окажется столь же не защищен на этом будущем рынке, как сейчас на "Вернисаже" в Измайлово. Наконец, еще одно - сейчас система лицензированных магазинов предполагает преимущественное право закупки произведений искусства в коллекции музеев и госфонды. С потерей такого рычага давления, которым была лицензия, это преимущественное "музейное" право исчезнет. Государство, таким образом, почти полностью теряет контроль над этой частью рынка.
А ведь мы уже выстраивали "лицензионную цепочку", подходили к выработке лицензионной формы даже для частных дилеров, а не только для магазинов, салонов и так далее. Планировали и разрабатывали совместно с таможенными органами систему, облегчающую ввоз произведений из-за границы в Россию, систему, расширяющую наш внутренний рынок. Это должно было быть снижение ввозной пошлины с нынешних 20% до 5-7%, как во всех цивилизованных странах. Основной налог платился бы при этом только в момент продажи предмета внутри страны, а не при ввозе, как сейчас. Но отслеживать такие продажи можно только при условии налаженного хозяйства, при условии лицензирования предприятий торговли антиквариатом. Так что отказ от лицензирования, несомненно, во вред.
- К вопросу о госконтроле. Сейчас вы, то есть министерство, жестко контролируете антикварные структуры России: где кто находится, чем занимается и так далее. Как будет осуществляться контроль при отсутствии лицензионных баз данных?
- Мы попытаемся разработать правила торговли антиквариатом и принять их на уровне правительства, а контроль оставить за Министерством культуры. Возникает множество проблем: здесь и условия хранения антиквариата, и экспертиза произведений, что напрямую связано с музеями, с министерством. И главное, не знаю пока как, но мы попытаемся прописать в этих правилах ответственность торговца антиквариатом.
- Ваши прогнозы развития антикварного рынка. Каковы его перспективы в свете такого серьезного переворота, каким является отмена лицензирования?
- Я думаю, что развития рынка как результата отмены лицензий не будет. Он будет функционировать в подпольном виде, потому что выгоднее, как мы уже говорили, продавать предмет "вчерную", а не через кассу. То есть свой оборот продавец показывать не будет, чтобы уйти от налогов. Но теперь у нас нет на него того рычага давления, которым была лицензия.
По мнению крупного московского антиквара, в перспективе весь некриминальный рынок станет легальным
- Олег Николаевич, каковы перспективы нашего антикварного рынка в связи с отменой обязательного лицензирования этого вида торговли? Как эти изменения повлияют на состав рынка, его характер, активность?
- Ситуация выглядит многогранной, поэтому ее надо рассматривать по направлениям, по блокам. Как это повлияет на легальных операторов рынка. Как это повлияет на "серых" дилеров, действующих в нашем сегменте. И как это скажется на интересах государства в этой области.
Первое. Для крупных операторов отмена лицензирования означает в первую очередь возрастание конкуренции. Если раньше для получения лицензии надо было соответствовать целому ряду требований, то теперь дилер может, купив патент, открыть в любом магазине - продовольственном, обувном - отдел по торговле антиквариатом (если он хочет торговать драгметаллами, то должен просто получить разрешение Пробирной палаты), и никакого контроля за ним не будет, кроме налоговой инспекции. И работать с произведениями искусства теперь будет больше непрофессионалов. Рынок активизируется, и довольно резко, в ближайшие полгода появятся новые, нелицензированные операторы, и старые вынуждены будут проявлять большую активность.
Далее. Если раньше мелких дилеров постоянно "шугали" органы правопорядка, то сейчас активно начнут формироваться "блошиные рынки". Как, кстати, и во всех крупных европейских городах. Если сейчас в Москве существует один затоптанный измайловский "Вернисаж", то уже через пару лет такие рынки будут в каждом районе. А уже с февраля на крупных вещевых рынках будут появляться лотки, продающие и покупающие антиквариат. Здесь, конечно, будут возникать трения между продавцом и покупателем, поскольку профессиональный уровень "лоточников" будет невысок, а выигрывать будут более продвинутые, обладающие большими знаниями в этой области торговли. Что, кстати, будет стимулировать рост образованности и профессионализма дилеров.
С точки зрения государства последствия будут восприниматься двояко. С одной стороны, никто не отменяет остальные формы госконтроля за оборотом антикварных вещей: поиск краденых или незаконно приобретенных предметов. Только что самих контролируемых объектов у госорганов станет гораздо больше, а собственно контролирующих возможностей у государства станет меньше. С другой стороны, денег государство будет получать больше, хотя бы в качестве уплаты за патенты. Увеличится в ближайшие годы и криминальная активность на нашем рынке, так как намного возрастет оборот менее контролируемого товара.
- Ваш прогноз, станет ли меньше количество "серых" дилеров, во множестве работающих сейчас на рынке без каких-либо лицензий и контроля со стороны государства?
- Никто, конечно, не сможет сделать весь бизнес "белым" и отменить "серое" (честное, но нелегализированное) и "черное" (имеющее дело с предметами криминального происхождения) дилерство. Просто рынок станет в целом более легализованным, что, несомненно, явится позитивным результатом грядущих перемен. В процентном соотношении "черные" дилеры занимают в настоящий момент 10-15% антикварного рынка, "серые" составляют процентов 40, а все остальное - легальная торговля. В новой ситуации, по моим прогнозам, легальный рынок составит около 70%. Потому что тем "серым" дилерам, которые раньше не имели возможности легализоваться, получив лицензии, выгоднее будет заплатить долларов 100 в месяц за патент и не иметь никаких возможных проблем с государством, а просто показывать патент всем проверяющим. А дальше можно объединяться в группы, "сбиваться в стаи", сокращая тем самым накладные расходы. А в перспективе, наверное, весь некриминальный рынок превратится в легальный.
Хочется отметить еще один возможный позитивный результат грядущих изменений. В нашем бизнесе очень многое зависит от коммуникаций, то есть перевозки вещей внутри города, а особенно между городами. Это всегда было сопряжено с огромными трудностями, в том числе и для наших филиалов. Я помню, как объяснялся один раз 6 часов подряд в линейном отделении милиции на Московском вокзале в Петербурге по поводу предметов антиквариата, которые мы везли в столицу, хотя у нас все накладные документы были в полном порядке. А что происходит с "серыми" дилерами, которых может остановить для проверки любой постовой? В лучшем случае он может провести несколько часов или суток в отделении из-за нескольких икон, которые он перевозил. В худшем - отдаст эти самые иконы, только бы не трепать нервы. Теперь антикварный товар будет перемещаться более свободно, меньше будет своеволия на местах, меньше будет коррупции.
Как видим, мнения крупного государственного чиновника и крупного антикварного торговца относительно ближайших перспектив внутрироссийского рынка старины почти диаметрально противоположны. Но и тот и другой главным действующим лицом будущего антик-рынка считают нынешнего мелкого (или "серого") дилера, который, по мнению О.Стецюры пополнит собой легальный бизнес, а по предсказанию А.Вилкова - перетянет к себе, в "темную часть" рынка, большинство официальных торговцев.