Диван-лира из гарнитура Народного комиссариата обороны. 1938. Частная коллекция. Фото пресс-службы галереи «Эритаж»
Галерея «Эритаж»
ул. Петровка, 20/1, подъезд № 2
С 30 марта
Выставка показывает две полярные и в то же время связанные системы в искусстве послереволюционного периода – русский авангард и агитационное искусство – как идеологические противовесы в культуре эпохи.
Именно в сфере дизайна и архитектуры художники активно проектировали и выстраивали «модели желаемого будущего», которые выставка демонстрирует через редчайшие предметы мебели 1920-х годов авторства Бориса Иофана из «Дома на Набережной», а также через примеры агитационного мебельного дизайна – мемориальный кабинет Народного Комиссариата Обороны «Ворошиловский уголок», гарнитур в стиле советского ар-деко из Ивановского Интернационального детского дома для испанских детей № 5, мебель детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно», выполненная по проекту архитектора А. Дмитриева, учителя М. Гинзбурга. Все эти единичные образцы, которые проектировались и создавались по высочайшим стандартам мастерства, чтобы в будущем стать эталонами для широкого распространения. Этому не суждено было осуществиться.
Поскольку мебель – это архитектура малых форм, то на выставке она показана в контексте проектов ведущих архитекторов времени – А. Щусева, И. Фомина, К. Алабяна, Д. Чечулина, В. Щуко, В. Гельфрейха и др.
Особый раздел выставки посвящен послереволюционному театру и работам в этой области таких мастеров, как А. Веснин, В. Стенберг. Центральной работой этого раздела является занавес Большого театра 1937 года, созданный по эскизам Федора Федоровского.