Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи. «Сон разума рождает чудовищ». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Изображение пресс-службы ГМИИ им А.С. Пушкина |
"Капричос". Гойя и Дали.
Главное здание ГМИИ
им. А.С. Пушкина.
С 24 января
Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и соответствующие им 41 гравюру Дали.
Среди сюжетных линий, поднимаемых Гойей в «Капричос»: самообман и притворство, женская ветреность и несчастья, мир человека как мир животного, сон разума и пробуждение человеческого сознания. Гойя высмеял Испанию зло и саркастически: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь, инквизицию.
Почти через 180 лет после публикации графической серии Франсиско Гойи его соотечественник Сальвадор Дали представил свое прочтение содержания и смыслов офортов, созданных Гойей. Дали воспринимал листы «Капричос» как что-то близкое собственному сюрреалистическому методу.
Взяв за основу серию из 80 офортов Гойи, повторенную в технике гелиогравюры специально для этой работы, художник вводит в изображения Гойи дополнительные персонажи, детали и красочные элементы, используя технику сухой иглы, офорта и пошуара. В одних случаях он переиначивает персонажей гравюр Гойи, в других – добавляет своих действующих лиц. Дали создает новые смыслы, придавая всей серии иной вид и характер.