Федор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820. Изображение предоставлено пресс-службой ГТГ |
Рисунок эпохи романтизма
Лаврушинский переулок, 10, залы графики 49–54
С 26 мая
На выставке собраны лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия.
Рисунки и акварели современников героев романа «Война и мир» дарили близким и друзьям, брали в путешествия и военные походы, ими украшали интерьеры дворянских особняков. Популярность завоевали новые темы и жанры: интерьер, камерный портрет и автопортрет.
В эпоху романтизма на смену парадным видам городских и парковых ансамблей пришли камерные изображения усадеб. На выставке представлены графические листы М.Н. Воробьева, Сильв.Ф. Щедрина, А.П. Брюллова, К.И. Рабуса. Поэтизация частной жизни и уюта домашнего очага стимулировала интерес к теме интерьера в русском искусстве. Изящные анфилады комнат, гостиные, детские, кабинеты рисовали и знаменитые мастера, и безымянные дилетанты. Наряду с интерьерами экспозиция включает модные в начале XIX столетия альбомы, силуэты и образцы рукоделия – композиции, вышитые бисером. Здесь же демонстрируется самая обаятельная часть наследия графа Федора Толстого – натюрмортная графика, листы с изображением цветов и фруктов, где порой художник помещал то сидящую на листке муху, то капли росы, готовые соскользнуть с листа.
Камерный пастельный портрет продолжал оставаться непременным атрибутом почти каждого дворянского дома. Самым интересным пастелистом в 1810–1820-е годы был А.Г. Венецианов. Особым явлением эпохи стали портреты, исполненные карандашом и акварелью О.А. Кипренского, создавшего целую галерею поэтических образов современников. С середины 1820-х ведущей техникой камерного портрета становится акварель. Одним из первых к ней обратился П.Ф. Соколов, но расцвет акварельного портрета связывают с именами братьев К.П. и А.П. Брюлловых.