Виктор Пивоваров. Умиление. 2003. Предоставлено пресс-службой музеея современного искусства «Гараж» |
Музей современного искусства «Гараж».
С 17 марта
В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова в «Гараже» развернется масштабная выставка художника – одного из главных героев московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским. Спустя неделю, 22 марта, в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется другая выставка Виктора Пивоварова, организованная при участии Музея современного искусства «Гараж». В зале Микеланджело будет показан его новейший живописный цикл «Потерянные ключи», вдохновленный искусством XV–XVI веков.
Выставка «След улитки» в Музее «Гараж», устроенная как романтическое путешествие, делится на 11 глав и показывает весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя.
Как следует из названия выставки, ключевой образ, связывающий фрагменты выставки, – это улитка, которая стала для Виктора Пивоварова воплощением того, как можно отгородиться от внешнего мира.
В отличие от друзей-концептуалистов Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души. Принципиальная сосредоточенность художника на внутренней, сокровенной жизни человека открывает путь для романтической интерпретации его искусства, а вся выставка становится странствием романтического героя, который переживает опыт экстремального одиночества (как в циклах «Проекты для одинокого человека», 1975; «Сады монаха Рабиновича», 2012–2013), возвышенной любви (цикл «Июнь–Июнь», 1978–1988), мистического откровения (серия «Эйдосы», 2000–2009), ужаса и смерти («Сутра страхов и сомнений», 2006) и т.д.