Неизвестный художник. Портрет девочки из семьи Лачиновых. 1810-е. Предоставлено пресс-службой ГМП |
Детский портрет второй половины XVIII – начала XX века.
Государственный музей А.С. Пушкина, ул. Пречистенка, 12/2.
До 6 июня
Детские портреты обладают особой притягательной силой, завораживая зрителя искренностью, чистотой, живостью. И пусть изображение не всегда соответствует академической живописи, главное – чтобы художник сумел схватить и передать непосредственность, детское очарование.
На выставке – более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками, творившими по заказу обитателей дворянских домов и усадеб. Хронологический принцип (временные рамки – от XVIII до начала XX века), по которому выстроена художественная экспозиция, дает возможность проследить, как на протяжении двух столетий менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в их изображение каждая эпоха, увидеть художественные особенности работ.
Круг моделей – детей, представленных на портретах, – чрезвычайно разнообразный. Это особы императорской фамилии и аристократии, но гораздо чаще – безымянные отпрыски поместного дворянства. Эти портреты, хранившиеся некогда в домашних собраниях, в городских и провинциальных усадьбах, после лихолетий революции были рассеяны, а имена многих изображенных безвозвратно утрачены. Детский фотографический портрет конца XIX – начала XX века – отдельная тема выставки. Хронологически, эстетически и содержательно фотографии охватывают время накануне трагических революционных потрясений, которые безжалостно разрушили привычный уклад и, может быть, даже оборвали жизни этих мальчишек и девчонок.
На выставке также экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки и настольные игры, без которых невозможно представить себе уютную атмосферу детской, где жизнь текла неспешно и счастливо. Украшением выставки стали уникальные образцы детских костюмов XIX – начала XX веков из коллекции известного историка моды Александра Васильева.