Томмазо Куччони. Колизей. 1858 год. Альбуминовый отпечаток. Фото пресс-службы ММАМ
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16
С 11 декабря
В середине ХIХ века серии видовых фотографий играли почти ту же роль, что сегодня играют почтовые открытки. Любой путешественник мог приобрести изображение «на память», после чего снимки попадали в домашние альбомы или украшали стены гостиных, напоминая хозяевам о путешествиях.
Выставка посвящена именно такому типу фотографий и включает в себя серии видовых и архитектурных фотографий Рима и фотографии национальных типов, привезенных русскими путешественниками после Grand Tour в Италию в середине ХIХ века. Grand Tour – обозначение для обязательных образовательных поездок в европейские столицы, принятое со времен эпохи Возрождения.
Притяжение Рима испытали на себе многие русские писатели, поэты, художники, историки и политические деятели, считавшие Вечный город своей второй родиной. В первой половине XIХ века Рим становится культурной и художественной столицей Европы, и совсем не удивительно, что в конце 1840-х годов он стал и главным фотографическим центром. В поле зрения фотографов в первую очередь попадают пейзажи и памятники архитектуры. Не случайно первая дагерротипная серия Ноэль-Мари-Пеймаль Леребура, снятая в 1839-м и изданная 1841–1842 годах, посвящена в том числе и архитектуре Рима.
Интерес к истории и древностям, стремление узнать другие народы и страны были характерны для середины XIХ века. Общая мода на все необычное, увлечение туризмом привело к появлению журналов, так или иначе использующих фотографию.
В Италии с 1850-х годов возникло огромное количество местных фотомастерских, хозяева которых рассчитывали заработать прежде всего на туризме. К шестидесятым годам каждый итальянский регион обзавелся своими «постоянными» фотографами. В Риме работали Альтобени & Малинз, Томмазо Куччони и Джузеппе Нинчи, прославившиеся благодаря съемкам руин и архитектурных памятников. Местным мастерам составляли конкуренцию приезжие и иностранные фотографы: британцы Джеймс Андерсон и Роберто Риве, шотландец Роберт Макферсон и француз Фредерик Флашерон, которые стали известны своими снимками главных достопримечательностей и окрестностей города.
Кроме архитектурных видов популярным сюжетом были народные типажи, на них специализировались итальянцы Джакомо Канева, Филиппо Белли и Иньяцио Куньони.