Beep plié «Конная процессия». 1750-е. Франция. Экран: бумага, гуашь, золото. Фото предоставлено пресс-службой ВМДПИ
До 13 декабря 2015Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, 3
На протяжении многих веков веер считался предметом роскоши, орудием флирта, лукавства и притворства. В Российской Империи опахала, так чаще называли веера, вошли в моду в XVIII веке с восхождением на престол Елизаветы Петровны, известной модницы, а при Екатерине II стали обязательным атрибутом дамского туалета. Изящное изделие, постепенно превратившееся из дорогого заморского сувенира в изысканный аксессуар, соединяло в себе мастерство кружевниц, гравера, живописца, резчика и ювелира. В разных странах и в разное время, вслед за веяниями моды, изменялись сюжеты: пасторальные и галантные сценки уступали место античным и историческим мотивам, изображениям политических событий, переплетаясь со стилизованными растительными орнаментами, птицами и животными. Появился «веерный язык» знаков, с помощью которого женщины выражали свои чувства к кавалеру и показывали свой социальный статус. Веер являлся не только украшением, спасением от духоты, но и помощником в общении с противоположным полом на балах и светских раутах.