Самуил Адливанкин «Герои у нас (Ударник)». Фото пресс-службы ЦВЗ «Манеж»
ЦВЗ «Манеж». Манежная пл., 1.
С 4 ноября
Вход свободный
Идея подчинить искусство делу пропаганды появилась за тысячи лет до рождения Страны Советов, но нигде прежде она не была воплощена в жизнь с таким размахом. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды – искусство должно было агитировать за новую власть и транслировать гражданам идеи коммунизма и «чувства революционной трудовой России».
Страна остро нуждалась в четком определении, кто здесь наш, а вместе с тем в образах прекрасного будущего, идиллии, советского рая. Экспозиция выставки выстроена так, чтобы показать, как реализм, «пережиток проклятого прошлого», не востребованный в первые годы советской власти, постепенно вытесняет со сцены авангардное, по всем статьям революционное искусство.
Тема разделов выставки «Романтический реализм» пытается представить этот миф в максимальной полноте: от образов вождя до отношения к телу, от столичной архитектурной среды до среднеазиатской экзотики, от образов массовых праздников до портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частного, бытового существования. Заключительный раздел посвящен Великой Отечественной войне. Экспозиция объединила более 80 работ Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, других крупнейших художников первой половины ХХ века из лучших российских собраний Третьяковской галереи, Русского музея, государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, Исторического музея и т.д.