Пауль Клее. «Шаг». 1931 год. Фото пресс-службы музея
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
С 15 декабря
Впервые в России музей представляет монографическую выставку, посвященную жизни и творчеству Пауля Клее (1879–1940) – немецкого и швейцарского художника, графика, теоретика искусства, одну из крупнейших фигур европейского авангарда.
В экспозиции, приуроченной к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, показано более 150 произведений из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии.
Клее воспринял и переработал многие направления начиная с «Баухауза». В отличие от поздних импрессионистов Жоржа Сёра или Поля Синьяка пуантилистские опыты Клее сводились не к передаче основных тонов цветового спектра, а были воплощением его поисков в области контраста дополнительных цветовых оттенков.
«Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы», – записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Он сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Созданные им картины с чисто визуальной точки зрения поддаются совершенно различным толкованиям.
В начале 1933 года, с приходом к власти Адольфа Гитлера и Национал-социалистической рабочей партии, положение Клее изменилось. Его уволили из Академии в связи с еврейским происхождением, и он был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Клее старался дистанцироваться от политических реалий и выразил свою реакцию на происходившее в цикле из 250 рисунков, часть из которых представлена в экспозиции.