Вим Дельвуа. Скрученный самосвал. 2012. Фото пресс-службы музея
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
С 27 июня
Вим Дельвуа – бельгийский художник, библиофил, коллекционер и философ, ключевая фигура современной арт-сцены – делает принципиально новый для московского музея проект.
Более 30 работ будет размещено в залах постоянной экспозиции Пушкинского музея среди классических произведений искусства.
Выставка вовлекает зрителя в своеобразную игру, цель которой – разоблачить «мимикрировавшие» произведения, почувствовать их отличие от музейных памятников. Работы Дельвуа демонстрируют ироничный парафраз исторических стилей, создают особое пространство, в котором классическое прошлое – это и объект легкой иронии, и незыблемая основа, без которой невозможно представить историю искусства.
«Музеи – это современные храмы», – утверждает Дельвуа. Художнику интересен процесс «миграции» вещей, материалов, смыслов, функций.
Вим Дельвуа обращается к искусству ушедших столетий, считая, что его предшественники обладали потрясающим уровнем технического и художественного мастерства. Одним из важнейших аспектов творчества Дельвуа является продолжение традиций готической архитектуры – «Наутилус» (2010), «Закрученный грузовик» (2012), «Кар-маньякская свеча» (2012). Особое место занимают и так называемые закрученные скульптуры – «Пьета» (2005), «Дафнис и Хлоя» (2009), «Амур» (2013), в которых нашел отражение один из основных мотивов искусства маньеризма – «figura serpentinata» – изображение человеческих фигур, закручивающихся по спирали вокруг своей оси. К «закрученной» серии также можно отнести и трансформированные в причудливо изогнутые формы пересекающиеся распятия и двойные спирали.
Как говорит сам Вим Дельвуа: «Произведение искусства само по себе не может провоцировать людей. Это люди позволяют произведению искусства себя провоцировать».