Зинаида Серебрякова. Портрет Екатерины. 1929 Фото пресс-службы ГТГ
«Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы». Из собрания французского фонда Fondation Serebriakoff
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус.
С 14 февраля
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), представительница знаменитого рода Бенуа-Лансере, ученица известного живописца Осипа Браза, принадлежала к художникам-мирискусникам второй волны. Серебрякова росла и формировалась как художник в кругу большой семьи, членами которой были архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, теоретики искусства, в частности знаменитый Александр Бенуа приходился ей дядей.
Любовь к русским художникам второй половины XVIII – первой половины XIX века и мастерам итальянского Возрождения проявилась в лаконичных и упругих линиях, рельефных формах и в выборе сложных ракурсов в композициях. Начав работать как портретист, Серебрякова вскоре проявила себя мастером сюжетной картины, создав цикл полотен на темы сельского труда, где запечатлела идеальный образ русской крестьянки.
В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, Серебрякова создавала обаятельные женские и детские образы. Моделью часто выступала и сама художница: «За туалетом. Автопортрет» (1909).
Выставка в большей мере посвящена не слишком хорошо представленному в России французскому периоду жизни Серебряковой – с 1924 по 1967 год. Впервые в России будут показаны работы, хранившиеся в парижской мастерской художницы, в том числе знаменитые марокканские циклы 1928 и 1932 годов. Вместе с полотнами и графическими листами Зинаиды Серебряковой будут демонстрироваться произведения ее детей-художников – Александра Борисовича (1907–1995) и Екатерины Борисовны (1913) Серебряковых. n