Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда 1974. Фото пресс-службы центра
Центр фотографии имени братьев Люмьер.
С 5 февраля
В 1960-е годы Литву называли фотографической республикой. У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки.
Работы литовцев отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой. Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого из мастеров, который, оставаясь в рамках своего жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci – гений места, был хранителем особого литовского духа культуры. Место имеет значение. Это не просто географический маркер, а ключ к объединению разных позиций, заявленных либо открыто, либо между строк.
В фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», парадности жизни, а только ее естественная, искренняя сторона и стремление запечатлеть на пленке общность литовского народа.
Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Римантаса Дихавичюса, в облаках над пригородом Вильнюса Альгимантаса Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/ Сельские праздники».