Ирина Нахова. Большой красный. Инсталляция. 1998 год. Фото пресс-службы галереи
Фонд культуры «Екатерина».
С 24 января
В «Екатерине» делали выставки о концептуализме и о неофициальном искусстве вообще, а потом взялись за «Реконструкцию» 1990-х. Они – хотя и недавнее прошлое, но пока, может быть, даже менее отрефлексированное. Фонд готовит выставку и образовательную программу с Центром современной культуры «Гараж» и XL Projects (собственно, Елена Селина из XL и стала куратором выставки). Период 1990-х разделили на две пятилетки, оммаж первой принесли минувшей осенью в рамках V Московской биеннале современного искусства. Этот биеннальный спецпроект стал еще и одной из главных выставок года как попытка систематизации материала, когда современное искусство начало институционализироваться, когда появились и галереи, и в 1992-м Государственный центр современного искусства. Это попытка найти место вчерашней современности на полке истории.
Вторая часть «Реконструкции» фокусируется на 1995–2000 годах и строится, как и первая, вокруг галерей, художников и текстов, написанных критиками. Эти тексты – либо в виде пресс-релизов к выставкам того времени, либо в виде разборов полетов в прессе – заменяют экспликации. И они – тоже красноречивое свидетельство эпохи, того, как думали и писали о contemporary art.
От конкретных событий – закрытия некоторых галерей (например, не работала 5 лет Риджина) – тут переходят к смене векторов развития. Селина тянет нить из конца 1990-х в нулевые, акцентируя появившиеся тогда тенденции: «Урановый проект» (С. Шурипа, М. Ухов, П. Филипов), показанный в Айдан галерее, породил целую плеяду художников, активно работающих с наследием русского авангарда в новом его преломлении, поиски Леонида Тишкова в переработанном виде встречаются в творчестве молодых авторов, фемининизм, слабо мерцающий во второй половине 90-х, невероятно актуализируется в настоящее время».