ВЫСТАВКА «Красота: мифы и источники вдохновения» - предельно широко сформулированная тема, но организаторы предлагают следить за эволюцией самого понятия. По традиции «Мода и стиль» «играет» в очередь с фотобиеннале, сменяют они друг друга каждый год. В общем, тематическая граница между ними не всегда очень четкая, но сейчас - это больше про красоту, стиль (не только, кстати, в fashion-смысле), про персонажей, умевших не просто выглядеть, но, главное, смотреть нестандартно. Среди выставок, которые дадут официальный старт фестивалю 21 февраля в МАММ - «Это Париж!», 230 снимков из собрания галериста Кристиана Букре, внушительную часть которого приобрел в 2011-м Центр Помпиду. Слова о том, что город этот стал кузницей нового искусства, давно стали общим местом, но это нисколько не влияет на интерес к самому новому видению, предложенному модернистами. В данном случае речь о 1920-50-х годах, разложенных на составляющие: опыты с формой, мировой экономический кризис, «Пресса» (снимки для печати) и возвращение экспериментаторов к классической фотографии. За объективом Ман Рэй, Дора Маар, Андре Кертеш, Брассай, Жермена Круль. В тот же день откроется выставка Августа Зандера (1976-1964), в историю вошедшего серией, посвященной людям XX века, их он разложил на типажи: нотариус, кондитер… Эти снимки помещены среди пейзажной и архитектурной зандеровской съемки.
Когда фестивальная гонка наберет обороты, на Остоженке, среди прочего, покажут, конечно, и традиционный Календарь Pirelli Стива МакКарри, и «Luxury» Мартина Парра. А на другом полюсе окажутся проверенные временем классики: «Обнаженные для Сталина. Русский пикториализм» (горькая усмешка - известно, что один из самых известных наших пикториалистов, Александр Гринберг, был обвинен в порнографии) или Лиля Брик в «Путешествии из Москвы в Ленинград» и в фирменных родченковских ракурсах. Фотооммаж принесут Дине Верни (проект Пьера Жаме), музе Майоля, знаменитой галеристке и основательнице Фонда Дины Верни, в собрании которого и Майоль, и даже наши нонконформисты. В двух словах о ней, конечно, сложно.
|
Акцент на вселенную глянца поставят в Манеже. Тут - диоровский New Look на снимках Патрика Демаршелье. И - мода как стиль жизни, или уж стиль жизни, сделавший из героев еще и иконы моды (Венсан Кассель, Одри Тоту, Шарон Стоун…). Название соответствует - «Женщины мечты + Мужчины мечты». В МОММА тональность другая. То есть в фокусе тоже много разного, но из самого ожидаемого - артистичный виртуоз китча Влад Мамышев-Монро в проекте по спектаклю Политеатра «Полоний», и «Мифы 1990-х. Русская сексуальная революция» Евгения Кондакова. А в Галерее искусств Зураба Церетели - подборка фотоклассика Арно Фишера с Берлином между 1953-м и 1960-м, с Марлен Дитрих, с работами для немецкого журнала «Sibylle», где для fashion-съемки Фишер и его жена Сибилле Бергеман использовали не студийные декорации, а шли на улицы и в промышленные здания, тогда это было немыслимо. На контрасте со всем этим будут восприниматься полароидные фишеровские карточки с выцветшими листьями и садовой мебелью, сделанные в поздние годы жизни.