Юрий Пименов. Женщина в гамаке. 1934.
Иллюстрация пресс-службы МВО "Столица"
ВЫСТАВКА Выставку-гимн советской женщине показал у себя Русский музей в конце 2007 – начале 2008 года. Тогда она, объединившая произведения из ГРМ и частных коллекций, стала хитом. Пока неизвестно, насколько удастся повторить состав экспозиции пятилетней давности сейчас, но былая слава – уже повод туда сходить. Тем более что показ обозначен первой точкой целой программы «Русский музей на площадках МВО «Манеж». Советских Венер обещано 120 (живописные, графические, скульптурные экспонаты) плюс к тому плакаты и фотографии. Воспевать женские прелести в официальном советском искусстве было, конечно, чревато – как всякое увлечение формой, это грозило обвинениями в формализме. Потому творцы искали выход в теме труда, семьи и спорта – тут идеал женственности представал сильным и в чем-то, простите за каламбур, мужественным. Впрочем, показ начинается с 1920-х, когда художники еще надеялись на возможность совмещения нового строя и свободы – тогда появлялись кустодиевские красавицы и такие вещи, как «Катька» Владимира Лебедева. Ну, а в 1930-е и послевоенные годы восхищаться женской красотой без надзора идеологического ока можно было в жанрах «периферийных» – в графике и мелкой пластике. Там обнаженные и полуобнаженные «Венеры» оставались в безопасности.