Wade Guyton. Untitled. 2005.
Фото предоставлено Baibakov Art Projects
На бывшей фабрике «Красный Октябрь» проходит новая выставка Baibakov Art Projects под названием «Пять». Эта молодая и амбициозная галерея уже успела стать одной из самых модных арт-площадок столицы. Его глава и куратор Мария Байбакова рассказала «НГ» о своем проекте и современном американском искусстве.
– Какова концепция выставки «Пять»? Что за нумерология?
– Цифра «пять» является знаком, через который мы попытались проследить художественные связи между тремя важнейшими эпохами американского искусства в XX веке: американским модернизмом 1920-х, поп-артом и минимализмом 1960-х и искусством 2000-х годов. Для сегодняшнего искусства пока нет определенного названия, но для меня очевидно, что мы переживаем критический, переломный момент в развитии искусства. Сама же цифра «пять» странным образом появляется в каждом из этих поколений. В 1921 году Уильям Карлос Уильямс написал стихотворение «Великая Цифра» про пятерку на кузове пожарной машины – символе американского индустриального развития. А его современник, художник Чарльз Демут, облачил эту цифру в картину, которая стала визуальным символом его времени. Около 40 лет спустя художник Роберт Индиана вернулся к этой цифре и сделал серию работ на ее тему. Он воспользовался этим же знаком, чтобы прокомментировать свое время – время бушующей индустрии Голливуда. Спустя около 40 лет художник Метью Брэннон специально создал «пятерку» своего времени – плакат для нашей выставки.
– Понятно ли американское искусство нашему зрителю?
– Думаю, что американское искусство не до конца понятно в Москве, но мы сделали все для того, чтобы облегчить знакомство с ним. Например, начали создавать вирутальные книги. Для проекта «Пять» сделано семь книг и снят фильм про выставку – все это можно посмотреть на тачскринах в нашем пространстве. Это большие по объему тексты про каждого художника и историю американского искусства, написанные доступным языком и дополненные иллюстрациями. Очень важно, чтобы у зрителей был доступ к информации.
– Знаю, тебя очень критикуют блогеры. И у тебя была идея пригласить на выставку. Удалось воплотить ее в жизнь?
– Да, мы пригласили, например, Антона Белова за день до открытия выставки. Но он пришел раньше, когда половина работ еще была на таможне и мало что было понятно! В целом мои отношения с блогерами стали лучше – по-моему, мы наконец нашли общие интересы.
– Тебя также упрекают в том, что все твои открытия проходят как молодежные дискотеки, а контент неровный.
– Я не знаю, к чему это сравнение: на дискотеках темно и играет громкая музыка, у меня – светло и музыки нет. Меня можно упрекать в чем угодно, но не в отсутствии качества программы. Суждение про контент субъективно, и, к сожалению, русские зрители и критики находятся в ситуации ограниченного диапазона. Западные коллеги, наоборот, меня очень поддерживают и ставят программу нашего проекта в один ряд с лучшими в kunsthalle в мире. В России искусство, которое мы показываем, пока не ценят из-за страха перед неизвестным. Например, в рамках выставки «Пять» мы привезли два больших проекта художественного дуэта Гайтон/Уолкер, один из них сделанный специально для нашей выставки. Москвичи сказали, что эти работы – надувательство, ни о чем. Между тем директор и главный куратор 53-й биеннале в Венеции Даниэль Бирнбаум пригласил Гайтон/Уолкер сделать огромный проект для входа в итальянский павильон. Для нас важно показать москвичам самое актуальное из того, что происходит в современном искусстве, и мы готовы выслушивать любую критику, лишь бы люди тянулись к знаниям и к пониманию современного искусства. Я думаю, что наш вклад в художественное развитие Москвы будет оценен со временем.
– Какое место занимает современное американское искусство? Или моду диктует Лондон?
– В искусстве нет понятия моды. Искусство называется модным исключительно миром вне искусства. Американцы, безусловно, лидируют сегодня с точки зрения развития.
– Что волнует молодых американцев?
– Американцев волнует наша жизнь в пространстве новых технологий.
– Ты размышляешь об искусстве как виде дипломатии. Когда ты понимаешь, что диалог культур состоялся?
– Когда русские художники начинают общаться, обмениваться идеями с другими художниками в мире. Только таким образом – через личное общение – наши русские художники вольются в контекст глобального художественного мира.