0
4893
Газета Акцент Интернет-версия

26.03.2007 00:00:00

В гостях у сказки

Тэги: бармаков, филумнист


бармаков, филумнист Спички детям не игрушка! Это игрушка для взрослых.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Московскому клубу филуменистов «Сувенир» в июле этого года исполняется 50 лет. У его вице-президента Владимира Григорьевича Бармакова в недрах коридорных шкафов хранится несметное количество спичечных этикеток, и не только. На столе он гордо раскладывает новенькие сувенирные наборы с видами Москвы и с портретами царской фамилии, миниатюрные чешские коробочки и громоздкие коробки на 100 спичек с этикетками, увековечившими павильоны ВДНХ. Вот набор, выпущенный к юбилею Высоцкого; прекрасная серия лаконичных рисунков 1950-х годов по мотивам русских народных сказок; лапшинский коробок в отдельном пакетике; спички всех видов. Среди раритетов – почти истлевшая круговая этикетка с тонкими лучинками-спичками, которым 180 лет.

– Владимир Григорьевич, какой ваш стаж как филумениста?

– Небольшой. Начинал я еще в школе, потом перерыв на 28 лет военной службы, после чего при выходе на пенсию решил систематизировать все то, что я накопил за эти годы. Пошел в архивы библиотек, засел там на несколько лет и в результате что-то получилось.

– Насколько велик объем вашей коллекции?

– Самая большая коллекция находится в запаснике Калужского краеведческого музея, куда Московский клуб филуменистов «Сувенир» более 20 лет назад передал свою общую коллекцию: там находится несколько сотен тысяч этикеток, начиная с царского времени и по 1980 год. К сожалению, она не выставляется целиком вся, а только по определенным каким-то датам.

– Вы – вице-президент московского клуба филуменистов «Сувенир». Чем занимается клуб?

– Клуб образовался в июле 1957 года, в дни Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Все филуменисты представляли собой небольшую группку, которая затем выросла в секцию, а потом и в отдельный клуб. Сейчас клуб выпускает каталоги и популярную литературу по филумении, объединяет всех филуменистов Москвы и области, общается с коллекционерами из 40 российских городов. Очень мощные группы есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. Есть даже казаки! Мы снабжаем всех литературой, каталогами, выпускаем с 2000 года журнал «Московский филуменист». И главное – мы комплектуем их коллекции новыми поступлениями, которыми нас снабжают спичечные фабрики.

– Как вообще сегодня филуменисты пополняют коллекции?

– Специализированного спичечного магазина в Москве нет: если раньше коллекционер мог купить в любом киоске «Союзпечати» комплекты по 100 штук, то сейчас этого нет. Остатки роскоши можно найти в антикварных салонах, куда люди сдают свои коллекции. В букинистических отделах некоторых книжных магазинов продают именно старые коллекции. А новый материал можно приобрести непосредственно у нас в клубе.

– За рубежом проявляют интерес к отечественной спичечной этикетке?

– Да-да, у нас большие деловые связи с коллекционерами Белоруссии, Украины, Казахстана, с болгарами, поляками, чехами. Немцы, итальянцы первыми появляются при выходе новой литературы по этому вопросу. Большой интерес сейчас стали проявлять французы и американцы.

– А вот этикетки Лапшинской фабрики очень дорогие?

– Вот как раз лапшинские-то не очень. Их выпущено очень много. А у нас было 1200 предприятий – вот там этикетки да, там были временные этикетки и оформлены они даже интереснее, чем у Василия Андреевича Лапшина.

– Какой вообще порядок цен у антикварных этикеток?

– Если на почтовые марки и открытки существуют каталоги и установлены все мировые цены, то по спичечным этикеткам этого нет. Если мы возьмем рядовую этикетку, она в Московском клубе филуменистов стоит ну 40 копеек. Если вы эту же этикетку найдете в интернете, там ее предлагают за 4 доллара. В парижском магазине она стоит уже 10 евро. Вот вам, пожалуйста, разброс цен.

– Это то, что касается отечественной этикетки?

– Да. Не существует пока установленного прейскуранта цен. Цена складывается из тиража выпуска. На сегодняшний день известны этикетки, например, царской России, которых осталось в обращении среди филуменистов единицы, не более 10 штук, а может быть, даже в единственном экземпляре. Они очень высоко ценятся иностранными коллекционерами, которые готовы платить любые деньги, чтобы их заполучить.

– Сколько стоит такая этикетка? Какой высший порог?

– Самая дорогая почтовая марка в мире – это «Голубой Маврикий», он стоит миллион фунтов стерлингов. Спичечная этикетка не может столько стоить. Тем не менее стоимость некоторых экземпляров подобных этикеток царской России периода 1850–1860-х годов в настоящее время может доходить в 1000 долларов. Московская фирма «Гелос» несколько лет назад проводила аукционы, где представлялись целые коллекции спичечных этикеток, и там все исчислялось несколькими тысячами долларов.

– А как определить, сколько точно или примерно осталось на сегодня данной этикетки в частных коллекциях?

– Если выпускам открыток, почтовых марок и тем более денег ведется строгий отчет, то спичечные этикетки ни в каких бухгалтерских документах не фиксируются. Например, в 1920–1930-е годы или в 1917–1918 годах, когда и бумаги-то не было, на чем это печатать? Этикетки печатались даже на листовках. И если, например, соединить некоторые собранные в нашем клубе этикетки с обратной стороны, получается настоящая листовка. Или когда этикетки делали на остатках упаковки консервных банок или на тетрадях, на географических картах в годы Великой Отечественной войны.

– У чехов такие же красивые спичечные этикетки, как и марки?

– Самыми красивыми всегда считались венгерские марки – там была совершенно другая печать, которая с 1950-х годов отличается своей красотой. Более того, с 1960-х годов, чтобы заполучить марки Венгрии, нужно было выкупить специальный абонемент. Этикеточное производство зарубежья, конечно, очень разнообразно. Вот, например, перед вами миниатюрные коробочки Чехии. Что же касается особенностей нашей этикеточно-спичечной индустрии, то на нее влияют резкие климатические условия, в которых приходится зажигать спички. Вот я могу вам навскидку сказать, что, например, есть беспламенные спички, ветровые, восковые, вечная спичка уже выпущена!

– А что делать с вечной спичкой?

– Это особый вид спички, которая водонепроницаемая, ударопрочная и так далее. Она выпускается с 1966 года┘ Так вот: кабинетные спички, каминные, кислотные, спички-«люкс», спички-«малютка», мгновенные спички, медицинские, охотничьи, сигнальные, спички-колодки, спички-книжечки, туристические, стеариновые и еще десятки других. Поэтому по разновидности выпускаемой спичечно-этикеточной продукции наша – самая обширная.

– На ваш вкус, какие самые изящные спичечные этикетки? Какой страны?

– Мне нравятся этикетки Болгарии и Финляндии. У этикеток Польши достаточно ясная и понятная картинка.

– Как складывалась ваша коллекция? Многие коллекционируют конкретно по интересующей их тематике. Вы стараетесь собирать только старинные этикетки?

– Кто-то собирает все. Но порой вещи начинают постепенно вытеснять людей, и тут нужно остановиться на чем-то. Поэтому кому-то интересна флора-фауна, кто-то питает страсть к космосу. Когда-то я коллекционировал «транспорт», и Политехнический музей попросил собрать им фонд этикеток под названием «Транспорт на спичечной этикетке». Туда я передал несколько тысяч этикеток, с изображением видов транспорта – от колеса повозки и до космического корабля. Моя коллекция, например, собиралась долгие годы, в основном это этикетки царской России, этикетки до 1941 года и этикетки 1950-х годов.

– А если посчитать, сколько всего этикеточного материала прошло через ваши руки, учитывая то, что вы уже отдали в музеи?

– Ну это, наверно, тысяч 150 этикеток. Но я не чемпион в этом вопросе. В Екатеринбурге живет коллекционер, у него одних этикеток около 700 тысяч. Но это не означает, что он все знает об этих этикетках. Ведь есть исследователь-коллекционер, вот как я, а есть просто собиратель. Один делает для того, чтобы было, а другой – чтобы изучить и рассказать людям историю этикетки, нашего русского купечества, развития и падения некоторых наших спичечных фабрик, которые закрываются.

– Известно, что самая многочисленная коллекция шахмат находится в Мексике: у человека четырехэтажный особняк забит доверху комплектами. А есть ли подобный рекордсмен в области филумении?

– Да, есть. Это Анатолий Карпов. Кроме почтовых марок он собирает еще и спичечные этикетки. У него уникальная коллекция, которую он никому не показывает и нигде не выставляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3590
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2225
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2488
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2445

Другие новости