Витраж – роскошный и дорогой элемент интерьера. Помимо трудоемкости выполнения, он требует фантазии и мастерства. Цветными панно украшают арки и колонны, камины и печи, бассейны и ванные комнаты, делают расписные вставки в шкафы и двери, догадливые хозяева маскируют стильным экраном отдушины, радиаторы и прочие неэстетичные нюансы. Все эти изыски выполняют в витражных студиях Москвы, где трудятся мастера – выпускники старейшего в Москве художественного вуза МГХПУ им. С.Г.Строганова. Витражный университетский герб с золотыми львами в вестибюле Строгановки, герои Эллады в окнах коридора, средневековые человечки-стеклодувы на дверных стеклах кафедры керамики и стекла – дипломные работы студентов можно увидеть не только в стенах вуза: в прошлом году выпускник Анатолий Жуков смастерил витраж для храма Вознесения в Павловском Посаде.
Империя цветного стекла
В витражной мастерской университета полки стенных шкафов уставлены кусками стекла – красными и синими, гладкими и шероховатыми, с узором цветных прожилок и без. Рабочие столы завалены лекалами, шаблонами и линейками. Фактурное, «глушеное» стекло для будущих шедевров покупают в спецмагазинах, кои поставляют товары из Италии, США, Польши, Китая. Есть и простенькое отечественное стекло из поселка Чернятино Брянской области. Студентов-новичков не сразу экипируют стеклорезом: на первых курсах зубрят теорию, затем на жестком холсте пишут эскиз будущей работы – копию средневекового или ренессансного витражного окна с ликами святых, историческим сюжетом или затейливым орнаментом.
Выкройка для витража
Создание витража в технике тиффани – процесс долгий и филигранный. С помощью листа кальки на доску с эскизом студенты переносят контуры даже самых мельчайших деталей. Чтобы не запутаться, каждому дают порядковый номер в виде буковки с циферкой. «Выкройку» переносят на стекло и разрезают его по линиям немецкими «карандашиками» с искусственным алмазом, старательно отламывая края кусачками. Работают без перчаток, в специальных очках. Зазубренные края стеклышек полируют вращающимся стержнем шлифовального электроприбора: стеклянную пыль смывают водяные фонтанчики.
Краска с коготками
Роспись по стеклу сложна тем, что лишенная пор поверхность обладает плохой адгезией, то есть «сцепляемостью». Поэтому кусочки стекла раскрашивают особыми красками Дулевского завода – с измельченным в порошок стеклом. Затем цветные фрагменты витража до 10 раз обжигают в печи при температуре 520–600 градусов. Впеченная в стекло краска не стирается, не выцветает и не подвержена влаге. Края стекол обертывают узкой медной фольгой, промазанной клеем или паяльным жиром, скрепляют паяльником и лудят оловянным припоем, швы на готовом витраже тонируют патиной.
Витраж с ушком
Техника тиффани пришла в Россию лишь 15 лет назад. До этого в ходу был витраж на свинцовом и латунном профиле, не забытый и поныне. Примеры его можно увидеть в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Святой Девы Марии на Малой Грузинской. На одном из полотен – Папа Иоанн Павел II, молящийся перед статуей Фатимской Девы Марии, на другом – Святой Петр и Святой Андрей Первозванный. В круглом витраже над органом – ангелы, витающие вокруг Земли. Это работы польских мастеров Гродно и Торуни. Орнамент из золоченой латуни чеканной работы обрамляет витражи на станции метро «Новослободская». Эскизы к ним делал художник Павел Корин, а старинное цветное стекло взяли из кафедрального собора Риги. Повсеместно в эпоху СССР использовали алюминиевую протяжку, которая не требовала пайки: стекла крепились специальными ушками. «Легкие на подъем» монументальные витражи с сюжетами советской графики украшали санатории, гостиницы, вокзалы и кинотеатры.
TV-витраж
Печь из огнеупорного кирпича нужна не только для закрепления краски. При приеме моллирования на гипсовую форму грозди винограда или дубового листочка накладывают лист стекла либо сыплют внутрь стеклянную крошку. В дело идет любой материал: стеклянный плафон, разбитая хрустальная ваза, экраны старых телевизоров. Незаменима печь для техники фьюзинг (англ. fusing – спекание). На крупном куске стекла, подобно пазлу, собирают рисунок из кусочков стекла. Порой стекло специально деформируют – «расчесывают» либо подвергают огненной полировке. При 850 градусах массу спекают в единый пирог. Чтобы сделать стекло шероховатым, используют метод пескоструйной обработки.
Блин на центрифуге
В студиях Москвы используют массу техник, будь то лазерная гравировка или протравка кислотой. В последнее время методы часто комбинируют. Вот, к примеру, витраж для двери: на толстое полированное стекло клеят пленку, вырезают на ней рисунок и из пульверизатора опыляют его краской. Прозрачным клеем туда крепят пестрые фрагменты фьюзинга, фацетированного (граненого зеркального) либо «муранского стекла» (цветное стекло, залитое слоем прозрачного). На окне забавна техника узора «Мороз». На шероховатый участок, подготовленный пескоструйным пистолетом, наносят горячий столярный клей или желатин. Въевшись в стекло, по мере высыхания клей отваливается, выдирая тонкие пластинки и формируя фактуру узора. Диковинным способом готовят элементы витража. В отверстие стеклянного блина заливают краски и, закупорив его, раскручивают на центрифуге. Разлетаясь, краски образуют абстрактные линии, пятна и кляксы. Иногда в тело витража вводят глыбки стекла: в их поверхностях со сколотыми гранями красиво искрится солнечный свет. Наряду с этими изысками дизайнеры находят и более практичный ход, используя фальшь-витраж – стекло, заклеенное цветной пленкой.
Панно с попугаем
Нынче на витражи в Москве немалый спрос. Одно дело – любоваться им в Кельнском соборе, совсем другое – украсить свою квартиру. Кто-то хочет узорчатую розетку на потолке, кто-то цветастое панно с попугаем либо стеклянную ширму со сценой рыцарского турнира. Для заядлого охотника подойдет вставка в дверь с ружьями и рогами, для географа – витраж с подсветкой в нише в виде карты мира. Студиям витража подвластно всё – от классики до абстракции, от хай-тэка до постмодерна. Можно обратиться в дизайн-студию художественного стекла Александра Феряева или в студию Александра Ушакова, работающую в технике тиффани. Самые разнообразные техники найдешь в мастерской Вадима Лебедева, участвовавшего в восстановлении витражей Готической капеллы Петергофа. Есть витражные мастерские «Цвет в окошке», мастерская «Стеклянный человечек», студия художественного стекла «Арт Витраж» при заводе «Медная фольга» и многие другие.
Сколько в Москве стоит витраж? | |
Тип витража | Стоимость (в у.е. за кв. м) |
Классический наборный витраж | ~500 у.е./кв. м |
Витраж фьюзинг | 400–750 у.е./кв. м |
Витраж тиффани | 650–1500 у.е./ кв. м |
Пленочный фальш-витраж | ~250 у.е/ кв. м |
Без «выкройки» настоящего витража не «сошьешь».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |