«Пламенеющее стекло» мы ежедневно видим на «Новослободской».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Витражи ведут свою историю от Египта времен Древнего царства, где керамические сосуды покрывали непрозрачной глазурью. Египетское стекло XV века до н.э. было грязноватой пастообразной массой, которую, окрасив, прессовали в форме. Лишь во времена Тутанхамона рисунки на предметах стали покрывать прозрачными стеклянными пластинками.
Содовые реки, стекольные берега
Если верить Плинию Старшему, то стекло родилось благодаря торговцам нитром, которые высадились на берегу Финикии. Решив сварить еду, вместо камней под котлы они поставили куски нитра, которые, расплавившись, смешались с речным песком, и берег залило стеклом. В I веке до н. э. для создания чаш в стиле «миллифиори» разноцветные стеклянные палочки стали сплавлять в пучок, а отрезки прессовать в форме. К концу века римляне научились стеклить окна бесцветными дисками. Вслед за полами в римских дворцах и термах мозаикой из цветных кубиков непрозрачного стекла стали покрывать и своды, как, например, в театре Марка Скавра.
Принцип лоскутного одеяла
На заре Средних веков витражи расцветили окна христианских храмов. Изображенные на них сцены из Священного Писания создавались по принципу лоскутного одеяла: кусочки стекла скреплялись замазкой. Игра солнечного света олицетворяла божественное сияние, настраивая прихожан на возвышенные чувства. Один из первых витражей, найденный в монастыре Святого Павла в Англии, датируют 686 годом.
Прутом и паяльником
В X веке мастера Германии и Франции научились делать более тонкие и широкие стеклянные листы в свинцовом переплете. На деревянной плашке рисовали эскиз, отмечали контуры скрепления. Сваренное в сферических печах стекло резали железным прутом, при этом в стекле лучиками шли сквозные трещинки, создавая световую игру.
Пейзаж со скотобойней
В XII веке витраж расцвел в окнах готических храмов «розами» – окнами-медальонами с растительным и геометрическим орнаментом. Иллюстрацией готики служит, к примеру, часовня Сент-Шапель в Париже, где ажурные полотна уместили историю от Сотворения мира. Чудом уцелели «розы» Собора Парижской Богоматери: другие витражи сменили на обычные стекла. Брались витражисты и за сцены из жизни сапожников, каменщиков и даже мясников за убоем скота.
Объем по Рубенсу
В эпоху Возрождения кусочечный витраж потеснили крупные листы с историческими баталиями, важными фигурами в обрамлении пышных балдахинов и драпировок. Полотна, созданные по эскизам Рубенса, виртуозно передавали на стекле мельчайшие детали, позы, композицию и перспективу. Выйдя за пределы церкви, в XVII–XVIII веках витраж проник в частные дома. Темой круглых панно стали гербы и портреты, сцены из рыцарских романов и светской жизни.
Витраж-цитатник
В середине XIX века в Европе возобновился интерес к ремеслам. Уильям Моррис и его соратники рассматривали витраж в одном ряду с мебелью и обоями, работая в старой плоскостной технике свинцовой протяжки. Реформатором стал французский дизайнер Эмиль Галле. Он изобрел clair-de-lune (фр. – «лунный свет») – окраску стекла оксидами кобальта. Работая с горячей массой стекла, Галле вводил в нее фольгу, пузырьки и трещинки, что называлось «стеклянные маркетри». Успехом пользовались его «говорящие стеклянные изделия» с вкрапленными цитатами из стихов Вийона, Бодлера и Малларме.
«Стекляшки» от Тиффани
На рубеже XIX–XX веков американский дизайнер Льюис Комфорт Тиффани изобрел новую технику – «fabril», или «пламенеющее стекло», покрывавшееся позолоченным или посеребренным металлическим порошком. Кусочки стекла соединялись узкой медной фольгой, что позволяло ювелирно прорабатывать детали. Фабрики Тиффани производили мифологические, библейские, исторические, пейзажные витражи и даже абстракции стоимостью 3000–5000 долларов.
Вначале были скляницы
На Руси оконное стекло появилось в 1639 году, когда Антон Койет завел в Духанино «скляничный» завод. В целом же стекло было привозным дорогим товаром, которое украшало дома князей Голицыных и боярина Нарышкина. На заводе Михаила Ломоносова в селе Усть-Рудица Копорского уезда варили смальту и цветное стекло. Во время возрождения витража в Европе стеклянные панно украсили церковь Святого Александра Невского в Петергофе, в Исаакиевском соборе установили стеклянную икону «Вознесение Христа». В начале XX века в Петербурге было 20 витражных мастерских, а при Императорском обществе поощрения художеств и в Центральном училище технического образования барона Штиглица работали классы живописи по стеклу.