0
708
Газета Акцент Интернет-версия

05.03.2007 00:00:00

Кинокамера – друг, враг или лакмусовая бумажка?

Тэги: игроки, гоголь, меньшиков, шепотинник


«Игроки» – это пьеса Гоголя, поставленная Олегом Меньшиковым, где он и сыграл главную роль, во второй части фильма к зрителю действительно выходит Олег Меньшиков. Первая часть – киноверсия «Игроков» – была фильмом открытия фестиваля. Вторую часть показали перед закрытием. Правда, смотреть их лучше вместе, в связке, как, собственно, и было задумано авторами.

Этот фильм – чудесное свидетельство того, что может кинокамера. Камера в умелых руках может стать и кнутом, и пряником, и увеличительным стеклом, и кривым зеркалом, и просто зеркалом. Последняя функция, как правило, оказывается наименее интересной. Авторы фильм знают это лучше многих – режиссер ленты Петр Шепотинник долгие годы делает на телевидении программу о кино и снимает документальное кино. Поэтому на процесс создания конечного художественного продукта он умеет и изнутри смотреть, и со стороны подмечать то, что не видно изнутри.

Казалось бы, что может быть необычного, неожиданного в перенесении театрального спектакля на экран? Поставил камеру – и снимай. Собственно, так и делали и в советские времена, и потом. Киноверсия «Игроков» – попытка создать некий промежуточный вариант между театром и кино. И вот здесь камера может стать как другом, так и врагом. А может – лакмусовой бумажкой. Все зависит от того, какую задачу ставят авторы. Шепотинник не хочет быть спектаклю ни другом, ни врагом, он хочет, чтобы спектакль увидели – по-настоящему увидели те, кто не видел его в театре. Для этого мало поставить и включить камеру. «Игроки» сняты тремя камерами, и все три камеры то нежно сглаживают недостатки, то безжалостно их обнажают. Тут уж ничего не поделаешь, что есть, то есть. Чудесное сотрудничество-соперничество театра и кино. Увы – театр порой становится беспомощным под оком кинокамеры, и, вероятно, это отдельная тема для разговора – соперничество искусств.

Про Олега Меньшикова, как нам кажется, мы знаем все. С такой же долей уверенности каждый скажет, что не знает ничего. Разговорить его перед камерой и заставить поведать о том, «что было, что будет, чем сердце успокоится», – наверняка это было бы неплохо и интересно, особенно зрителю, который любит слушать, что известные люди думают о нашей непростой жизни. И если они думают примерно то же, что думает зритель, да еще могут красиво и остроумно это изложить, да сдобрить это парой баек из творческой биографии – считай, успех фильму обеспечен. Только это получится скучный расширенный репортаж из программы «Время» к энному юбилею артиста. Пожалуй, забавнее привесить актеру микрофон и пустить его с этим микрофоном по полям-лугам, где репетирует он в одиночестве роль Остапа Бендера, сопровождая подчас своими комментариями, – пусть не представишь себе пораженного откровением зрителя, который сидит, развесив уши и раскрыв рот.

«Игроки, или Сейчас выйдет Олег» получился немного смятым, словно слепленным из кусков. Вероятно, это кого-то смутит. А кто-то увидит в этом единственную возможность показать процесс создания роли – он ведь, этот процесс, тоже, как правило, слегка смятый и слеплен из кусков. Армейская выстроенность здесь не проходит. И неожиданное появление Виктора Сухорукова в фильме, рассказывающего вроде о себе – с чего вдруг? – оказывается чем-то вроде deus ex machina для фильма. Рассказ Сухорукова о том, как участие в «Игроках» вдруг стало началом новой эпохи его жизни – не потому, что спектакль ах какой выдающийся, речь-то в фильме не об этом, тем более что к самим меньшиковским «Игрокам» претензии можно часами перечислять, – ввинчивает в фильм, казалось бы, совершенно чужую историю. Но рассказ о главном герое фильма вдруг завершается этим довольно неожиданным вторжением другого персонажа, который своим собственным талантом оттеняет и высвечивает (желая того, нет ли) личность героя.

Редкий случай – в фильме нет закадрового голоса, авторского текста. Герой все говорит сам. А зритель пусть уж сам судит – насколько он ему интересен. Все-таки кино – это и определенная свобода. Хорошо, что этого не знал Ленин, объявляя кино важнейшим из искусств.

Гатчина


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1587
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1214

Другие новости