Изготовление сякухати не бизнес, а ремесло.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Чайными церемониями в специально отведенных для этого клубах и виртуозным умением есть при помощи палочек уже никого не удивишь, а суси доставляют на дом, как некогда тоже экзотическую пиццу. Но вот флейта сякухати все еще в диковинку русскому человеку.
«Wa-on» значит «гармония»
В 1993 году в Московской консерватории был открыт класс японской музыки. Каждый год приезжали мастера игры на народных японских инструментах. В 1998 году впервые приехал легендарный мастер игры на сякухати Коку Нисимура. В течение десяти лет Коку-сан и другие сэнсэи наездами давали мастер-классы, плотно занимаясь с учениками в течение месяца. Общение с мастерами проходит и на международном фестивале «Душа Японии», проводящемся в консерватории уже 8 лет. Организатор фестиваля Маргарита Каратыгина также руководит ансамблем японской музыки «Wa-on» (транскрипция двух иероглифов, что значит «гармония»): здесь играют на цитре кото, сямисэне и сякухати.
Инфекционное заболевание
«Сякухачи действует как инфекция. Достаточно услышать ее один раз в хорошем исполнении, и это становится навязчивой идеей», – говорит Георгий Мнацаканов, участник ансамбля «Wa-on». Услышав редкую запись Коку Нисимура, в 1995 году он поехал к его ученику в Германию, а через три года в Москву приехал и сам Коку-сан. И вот уже 12 лет музыканты «Wa-on» исполняют музыку Кинко и других школ. Сам же Георгий прикипел душой именно к Хонтъёку, базовым 36 пьесам для сякухати. В последнее время его любимый инструмент длиной 3,1 сяку с глубоким мягким звучанием – хотику. Эти флейты для музыкантов «Wa-on» делает бывший модельщик с завода «ЗИЛ».
Ручная работа
Из-за того, что традиционно сякухати делают вручную, ее звук очень чувствителен к любым изменениям положений пальцев, вибрации губ и прочим тонкостям. При этом флейты разных школ звучат по-разному: у сякухати школы Тодзан насыщенный «трубный» голос, у хотику Кинко-рю – мягкий и гибкий, как звук струящейся воды. Для традиционной сякухати выбирается ствол бамбука с корневыми отростками. После очистки и прогрева на слабом огне из-за выделения масел бамбук меняет цвет. После недельной сушки заготовку оставляют в темном месте на срок от трех до шести лет (чем дольше хранится бамбук, тем благороднее и глубже звук сякухати). После зачистки канала, высверливания отверстий и обработки рассекателя воздуха утагути флейту покрывают лаком изнутри – для лучшего звучания и снаружи – для красоты.
Сделай сам
У нас в стране сякухати делают от силы человек пять. Средняя цена инструмента – 1500 рублей. В Японии, как и в США, мастера игры на сякухати делают флейты для себя сами. В сети достаточно сайтов, где можно заказать сякухати нужного размера и послушать в режиме онлайн ее звучание. Чем старше бамбук, тем инструмент дороже. Ведущий на сегодня производитель сякухати в США, Монти Левинсон, специализируется на флейте с литой просмоленной внутренностью канала; на его сайте можно найти флейты на любой вкус – от ученических до профессиональных. Тут же можно заказать сумку для своей флейты (от 30 долларов), чехлы для утагути и даже масло для смазки губ. В последние годы в Японии появились пластмассовые флейты, имитирующие волокна бамбука, их средняя цена 86 долларов. Хоть в поход с собой бери.
Балалайка, баян, сякухати
До того как начать делать флейты из бамбука, Андрей оформлял корпоративные праздники воздушными шарами. Теперь у него клиентура по всей стране – от Омска до Саранска. Бамбук Андрей закупает либо на складах у компаний, которые используют его в оформлении интерьеров, либо, если нужна комлевая часть, у знакомого из Абхазии. Разброс цен – от 100 долларов на простые, «ученические», и от 300 долларов на флейты из корневого бамбука. Андрей делает разные флейты, но к сякухати прикипел особенно. Сейчас он пишет музыку для необычных сочетаний самых разных инструментов. В планах – сочинение для балалайки, баяна и сякухати: «Я люблю играть ночью, когда тишина особая. Очень сякухатно».
У кого можно купить традиционные сякухатиПроизводитель | Стоимость (в американских долларах) |
---|---|
Монти Левинсон (США): | |
Ученические флейты | 550–750 |
Профессиональные флейты | 1000–2000 |
Флейты для медитации | 150–185 |
Кено Ла Коссэ (США) | 1000–3000 |
Питер Росс (США) | 900–3800 |
Бокчику Хочи (Япония) | 1600–5800 |
Суикио Хара (Япония) | 2700–3300 |
Йокота Реико (Япония) | 900–2500 |
Тадасуке Танака (Япония) | 2500–4500 |
Андрей (Россия) | 100–300 |