Владимир Федосеев станет за дирижерский пульт в сценической версии «Царской невесты».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
19.02. Сценическая версия оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Концертный зал им. Чайковского.
22.02. Государственная Академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова. Большой зал Московской консерватории.
Реквием Моцарта будет звучать на концерте памяти мастера отечественного хорового искусства Александра Александровича Юрлова. Государственная Академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова, носящая теперь имя одного из своих самых преданных руководителей, покинувшего этот мир 34 года назад, продолжает дело всей жизни своего наставника. Несмотря на краткость отпущенных ему судьбою лет, он сумел сделать так много, что с именем его связана целая эпоха в отечественной музыке. Блестящие исполнения хоровой классики и премьеры сочинений русских композиторов ХХ века – Прокофьева, Свиридова, Шостаковича – все это в заслугах Юрлова. Под его руководством около двухсот произведений было впервые исполнено Республиканской русской хоровой капеллой (прошлое название коллектива). Свою капеллу он вывел на небывалый исполнительский уровень. Но особое значение имело исследование и открытие богатейших и, к сожалению, малоизвестных отечественному слушателю пластов русской духовной хоровой музыки XVI–ХVIII веков. Так что мечта Александра Александровича, которую он пять десятилетий назад воплотил в реальность, продолжает дышать уже и в XXI веке. Также в концерте под управлением дирижера Геннадия Дмитряка прозвучат духовные сочинения Бортнянского, Березовского и Веделя. В концерте принимает участие симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».
Сказ о том, как царь Иван Грозный полюбил, да что из этого вышло, – в основе либретто оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Не родись главная героиня Марфа Собакина красивой, может, таких страданий и несчастий не было бы. Московская консерватория продолжает свой курс по постановке опер в сценической версии. На «Царскую невесту» пригласили дирижера Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром, режиссера Ивана Поповски и приму Мариинского театра (а по сути, звезду Метрополитен-опера) меццо-сопрано Ольгу Бородину на роль завистницы Любаши.
Тут надо пояснить, что сценическая версия – отнюдь не концертная постановка, так как здесь предполагается, что статичность исполнителей будет заменена на задумки режиссера. Оркестр посадят в партер (для этого в зале Чайковского убирают полностью все кресла из этой зоны), а режиссеру Ивану Поповски дадут один день для работы с героями постановки. Поповски уже ставил свою «Невесту» в Оперном центре Галины Вишневской, и весьма удачно. А Владимир Федосеев дирижировал спектаклем в постановке Цюрихской оперы в 2005 году. Партию одного из главных героев, тоже влюбленного в красавицу Марфу, – Григория Грязного – исполнит болгарский певец Владимир Стоянов, также принимавший участие в вышеупомянутой постановке под руководством Федосеева. В остальных ролях Ирина Дубровская (Марфа), Вячеслав Почапский (Собакин), Анна Викторова (Дуняша), Алексей Тихомиров (Малюта).
То, что красота – страшная сила, всем хорошо известно, поэтому в опере Римского-Корсакова музыка звучит как реквием по несбывшейся мечте.