Гастроли Венского филармонического оркестра
22.02. Концертный зал им. Чайковского.
23.02. Большой зал Московской консерватории.
Когда три года назад Венский филармонический выступал в Большом зале Московской консерватории с Валерием Гергиевым, охрана всерьез опасалась за безопасность слушателей, пришедших в тот вечер. Ведь зал, давно уже умоляющий о реконструкции своими кривыми трещинами и сыплющейся штукатуркой, мог и не выдержать оваций. А они грохнули с первой секунды появления оркестра на сцене, настолько исключительным считается для нас приезд и выступление Венского филармонического. Это сцены всего мира избалованы концертной мощью и ладностью оркестра (несмотря на то, что в райдере, например, прописано обязательное условие – отдельный номер многозвездочной гостиницы для каждого оркестранта). В гастрольный график коллектива Москва попадает пока скорее как исключение, а не правило. Тем не менее столица не отстает ни на йоту в своих взглядах на классическое искусство, поэтому каждый номер в тот раз оркестру рукоплескали с риском для жизни.
Уникальный коллектив, титулованный как национальное достояние, ведет свою историю с 1842 года. Успев посотрудничать с величайшими музыкантами – Вагнером, Верди, Брукнером, Брамсом, Листом, Штраусом, Малером, выступавшими в качестве дирижеров и солистов, – он и до сей поры держит статусный запрос выступлений с самыми-самыми. Имена Герберта фон Караяна, Вильгельма Фуртвенглера, Бруно Вальтера, Артуро Тосканини, Зубина Меты и многих других продолжают эту аллею славы и мастерства. Еще одна деталь: событие, благодаря которому весь мир знает этот оркестр, – не что иное, как Новый год. Именно этот коллектив уже много лет участвует в знаменитых венских новогодних концертах, прямая трансляция которых первого января идет по всему миру. По знатной традиции считается в 11 утра (время начала) пойти на знаменитый Новогодний концерт в Musikverеin и послушать легкую музыку семейства Штраусов. Достаточно добавить, что билеты на концерт 1 января 2008 года уже распроданы.
Для двухдневных гастролей, организованных Московской филармонией к собственному 85-летию, оркестр во главе с дирижером и пианистом Даниэлем Баренбоймом подготовил программу из произведений Моцарта, Брукнера и Вагнера. Баренбойм – маститый дирижер и пианист, взявший самое лучшее от своих учителей по всевозможным музыкальным специальностям (упомянем Игоря Маркевича, Надю Буланже, Эдвина Фишера), в своей репертуарной обойме имеет множество записей. Интересно, что как пианист и камерный ансамблист он сосредотачивает свои интересы на Моцарте, Бетховене и ранних романтиках, в то время как дирижировать любит сочинениями поздних романтиков – особенно Брамсом, Брукнером и Вагнером. В московские гастроли Баренбойм аккуратно упаковал свои интересы: первый день оркестр исполнит Увертюры Вагнера, во второй – Седьмую симфонию Брукнера, и оба дня Баренбойм будет солировать в фортепианном концерте Моцарта № 27. За трактовки Брукнера, кстати, дирижер удостоен награды одноименного американского общества.
Предстоящие два концерта ставят перед слушателями единственную задачу: любой ценой на них попасть. И слово «цена» пусть трактуется во всех своих значениях (памятуя о том, что Большой зал так и не отреставрировали), да и цены на билеты слегка, но кусаются.