Споемте, друзья!
Всласть перемыть на кухне косточки знакомым любят многие, но не всякий знает, что красиво говорить – целая наука. Человек, как правило, не использует и половины голосовых возможностей, данных природой. У людей, которым по долгу службы приходится выступать на публике, часто возникают проблемы – как справиться с «зажимом» во время выступления, куда девать руки, как построить монолог, чтобы публика не заклевала носом? Исправить эти недостатки охотно помогают в студиях ораторского мастерства.
Неисполнительный лист
Ораторскому искусству идут учиться бизнесмены и преподаватели, врачи и экономисты, ведущие телепрограмм и звезды балета. Мамаши-домохозяйки признаются, что не всегда умеют договориться с дитятей. Скромный бухгалтер хочет научиться говорить «для себя». Неожиданно выясняется, что косноязычие мешает ему в общении на работе, беднягу не дослушивают, перебивают, и он не может должным образом поставить себя в коллективе. Чего уж говорить о менеджерах, трещащих весь день напролет, или о директорах предприятий, укрощающих вздыбленную аудиторию. Лист с отработанной речью не выручает, а вгоняет в ступор. Вряд ли в качестве примера можно взять современных россиских политиков, хотя преподаватели красноречия и отмечают, скажем, ораторскую харизму Анатолия Чубайса и последние успехи Владимира Путина.
Как двигать корнем языка
В учебно-театральной студии Ларисы Соловьевой занимаются в группах по 10–15 человек утром и вечером, есть занятия выходного дня, корпоративные и VIP-тренинги. Главное – облачиться в свободную одежду и принести с собой коврик: во благо голоса придется потрудиться над телом, поскольку здесь практикуется психофизический метод обучения.
На кафедре сценической речи ГИТИСа, где преподавала Лариса Соловьева, была принята иная тактика, которую театр исправно отрабатывал еще со времен Станиславского. Старая школа зиждется на механистических командах – «опусти корень языка» или «отодвинь заднюю стенку нёба». Новичку трудно понять, как вообще шевелят этими органами. Ему невдомек, что организм от темечка до копчика – большой инструмент, а голос напрямую зависит от того, как его настроить.
Не выйдет бархатистого баритона или сочного баса, если плечи подняты, голова тянется вперед, пережимая горло, а грудная клетка навалилась на диафрагму. Тут важно через психику установить контакт с телом. Сотни мышц, застывших в неверном положении, находят и запоминают оптимальную для говорения нишу. Стараясь выровнять позвоночник по отношению к линии земли, ученики представляют, что это высокая башенка, лопатки – дощечки в плоскости спины, спина же слита с плоскостью стены сзади. Или что к лопаткам привязаны шелковые шнуры, на которых парит плечевой пояс.
Убить взглядом
С 2003 года в Москве работает курс «Словесная импровизация», созданный Сергеем Шипуновым, на его базе основали тренинг-центр «Оратор». Занятия сплошь состоят из практики. Здесь учат правильно «стрелять глазами» в публику, неуловимым жестом исподтишка подчиняя ее своей воле, заострять внимание тягучей паузой и молниеносно реагировать на каверзные вопросы «желтой прессы».
Будущие златоусты разыгрывают парламентские дебаты и баллотирование на пост президента, произносят длинные восточные тосты и травят анекдоты. Тренеры предлагают ассоциативные игры, просят озвучивать образы, например – «деревянный голос». Ученики сочиняют сказки из слов, набросанных на листочке. Есть интересная игра «сурдоперевод», когда нужно переводить произносимый текст в жесты, а еще упражнение на контакт глазами – «Убить президента». Необычайный эффект дает видеозапись выступлений. Говорят, после ее просмотра ораторы буквально «меняются в лице».
Стойка оратора
Если человека интересуют перлы ораторства на грани бизнеса и политики, ему путь в Мастерскую профессионального бизнес-тренера и практического психолога Дмитрия Устинова. С 1994 года он проводит тренинги по России и Европе, а в Академии ораторского мастерства выступает с курсом «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство». Помимо открытых уроков и VIP-тренингов Устинов проводит занятия для депутатов и власть имущих, помогая им рисовать публичный имидж.
Программа курса работает по принципу снежного кома: катится от простого к сложному. Здесь можно найти все, начиная с голосовых упражнений и «стойки оратора» до законов речевой композиции, актерских техник и психологических тонкостей, помогающих мыслить на публике. Для лечения синдрома «публичного зависания», когда неожиданно кончаются слова, преподаватель раскрывает приемы, которые пользует неукротимый Владимир Вольфович Жириновский. А еще в мастерской выдают сертификат, правда, как акцентируют, «памятный».
Искусство говорить не по бумажке
Авторитетных курсов ораторского мастерства в столице немало. Есть тренинг-центре «Сила слова» на Фрунзенской. Есть театральные студии и вузы вроде ГИТИСа или Театрального института им. Щукина. Островки ораторства есть и в других институтах, например, «Курсы ораторского искусства и мастерства общения» при МГПИ им. Крупской.
Можно научиться умению говорить и на тренингах личностного роста, например, в рамках курса Игоря Незовибатько «Искусство выступать, вдохновлять и убеждать». Тренинг по ораторскому искусству проходит несколько раз в год.
Занятно, что акцент делается не на развитие голоса. Гораздо важнее пришпорить и раздразнить оратора, чтобы он чувствовал вкус выступления. Тогда его голос сам прозвучит, как надо, искусно модулируя выражение и интонации. Главное – не переносить речь на бумагу, в крайнем случае набросать план, ибо записанная речь мертва. «Зажим» перед публикой «лечат» методом переключения внимания на другой объект, которым может быть, скажем, партнер или сама публика. Важно не допустить по отношению к ней роли «хозяина», сменив ее на маску трусливого «кролика».
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Название | Длительность | Стоимость (руб) |
---|---|---|
Курсы ораторского искусства и мастерства общения при МПГИ им. Крупской | 20 часов | 8600 |
Учебно-театральная студия Ларисы Соловьевой | 24 часа | 12500–16000 |
Тренинг-центр ⌠Оратор■ | 24 часа | 7000 |
Тренинг Игоря Незовибатько | 2 дня | 4500 |
Тренинг-центр ⌠Сила слова■ | 24 часа | 5500–7000 |
Курсы ораторского искусства и мастерства общения | 20 часов | 8600 |
Мастерская Дмитрия Устинова | 24 часа | 6300–6800 |