Как говорил герой фильма «В джазе только девушки», у каждого свои недостатки.
Фото предоставлено организаторами гастролей
1– 4.02. Гастроли балета «Трокадеро де Монте-Карло». Театр эстрады.
Идея переодевания мужчин-танцовщиков в балерин из классических балетов не нова. Публика всегда хохочет, когда на сцене здоровенный детина, размалеванный под женский сценический макияж и в балетной пачке, из-под которой видна волосатая грудь, изображает умирающего лебедя или сошедшую с ума пейзанку Жизель. Но очень трудно в таких случаях удержать внимание надолго и самим удержаться от пошлости. Компания «Трокадеро де Монте-Карло» знает, как это делать. Потому и держится на плаву с 1974 года.
«Трокадеро де Монте-Карло» (сокращенно «Трокс») – это не транвеститы и не шоу голубых, а безумно смешные номера танцовщиков, демонстрирующих нешуточную женскую виртуозность в академическом балете. Они придумали себе не только облик, но и уморительные профессиональные биографии, и пышные женские псевдонимы, неуловимо похожие на имена знаменитых балерин – от англичанки Марго Фонтейн до нашей Ульяны Лопаткиной.
И вот эти Светланы Лофаткины, Фифи Барковы и Марго Мандейн сооружают клоунаду, в которой задорно высмеивают многочисленные штампы классических балетов, наросшие на спектакли, как морские ракушки на парусный корабль. Но парадокс: во время высмеивания видно, как восхищаются классикой эти безудержные пародисты, как они любят объект насмешек, как в итоге его превозносят. Через преувеличенные «страдания» и томные ужимки у «Троксов» проступают главные достоинства старого балета – то, что делает его нетленным. Все потому, что профессионализм этих мальчиков весьма серьезен. В пуантах сорок седьмого размера юноши крутятся на пальцах так, как зачастую не умеют настоящие примы, а пластичностью рук могут соперничать с подлинными балетными сильфидами и дриадами.
«Троксы» приедут в Россию уже в третий раз. В программе – хрестоматийный неоромантический «Па-Де-Катр», в котором участвуют четыре «балерины». Они изображают прославленных танцовщиц XIX века, в том числе и Марию Тальони, впервые в истории балета вставшую на пуанты. Разумеется, не обойдется без дайджеста «Лебединого озера»: этот балет – вообще чемпион мира по пародированию. Принц тут похож на браконьера, пришедшего поохотиться на птичек, а некоторые самовлюбленные артисты смогут узнать себя в эпизоде с солистами, подравшимися из-за зрительского букета. Обещан последний акт «Раймонды» (сцена свадьбы), в оригинале которого классический танец окрашен элементами венгерских плясок. Что на это накрутят «Троксы», невозможно даже представить. В финале в программке гастролей обозначен некий «Сюрприз». Его гастролеры упорно не раскрывают. Конечно, самым большим сюрпризом в данном случае был бы мужской танец в облике мужчин. Но это не в традициях «Троксов», так что возможны другие варианты. Например, не побриться перед спектаклем. Впрочем, нет сомнений, что любой прикол «Троксы» сумеют обернуть на благо балету.