Знакомая всем губная гармоника – универсальный музыкальный инструмент, позволяющий играть в любом стиле – от кантри и блюза до рока и классики. Гармоника относительно недорога, доступна и компактна. Кроме того, как утверждают опытные харперы (музыканты, играющие на губной гармонике), чтобы освоить игру на ней, не нужно забивать голову музыкальной теорией, как для фортепиано и гитары.
Трофейная игрушка
Если на Западе губная гармоника уверенно заняла свое место на музыкальной сцене еще в 1930-х годах, то у нас долгое время она воспринималась скорее как некий забавный артефакт, трофейная игрушка. Всерьез ее начали воспринимать только в середине 1990-х, и заслуга эта целиком принадлежит музыканту Михаилу Соколову, более известному как Петрович. Именно этот человек-легенда российского блюза в 1996 году показал возможности харпа широкой публике.
История началась четырнадцать лет назад. Михаил Соколов к тому времени уже четверть века проработал ударником в таких коллективах, как «Удачное приобретение», «Второе дыхание», «Машина времени». Все это время его не оставляла идея, что в ансамбле должен быть гармошечник. Годы шли, а он не появлялся. Тогда Петрович сказал себе: «Была – не была!» и попросил друга привезти ему из Германии гармонику.
Осень патриарха
Сейчас Петрович выглядит совершенным музыкальным патриархом: черная шляпа с загнутыми полями, окладистая седая борода, в сложенных домиком ладонях – неизменная губная гармошка. Когда от затяжного, задиристого соло музыкант переходит к вокалу либо перкуссии, ему помогает самодельный микрофон для гармоники из диспенсера для жидкого мыла: с помощью кольца из чайной ложки музыкант подвешивает его на палец. Есть и такой эксклюзив, как микрофон из фары «Харлея».
В перерыве Петрович, как блюз-сказочник, распахивает чемоданчик. В ячейках не две-три, а целых сорок губных гармоник. В глубине поблескивают никелем диатонические и хроматические «Hohner», «Lee Oskar» и «Hering». Для удобства музыкант соскреб с некоторых краску: полированный инструмент приятнее для рук. Впрочем, этот чемоданчик – лишь вершина айсберга. Мастерская Соколова сплошь забита гармониками. Одно время Петрович сам их мастерил и даже придумал ноу-хау. Переклепав язычки обычного харпа и подобрав их по тону, он изобрел китайский пятизвук. По словам музыканта, в России никогда не было своего промышленного производства губных гармоник: наши харперы в основном играют на моделях из Германии, США, Бразилии, Китая и Японии.
Харп выходит из тени
До поры до времени Соколов тихонько поигрывал на джемах. Во время одной из встреч публика оценила успехи харпера, который скромно спрятался за пианино.
Одновременно с ним начали играть на гармонике такие музыканты, как Алик Микоян и Роман Гегарт. Позднее достиг успехов Александр Братецкий, прошедший школу английского мэтра Стива Бейкера. Харпом увлекся известный музыкант и исполнитель Михаил Владимиров: с 2005 года он дважды в неделю ведет класс губной гармоники в Московском колледже импровизационной музыки. Активно выступают заводной музыкант группы «Станция Мир» Владимир Кожекин, Сергей Сорокин, виртуоз игры на хроматической гармошке из Петербурга Максим Некрасов. Благодаря всем этим людям в Москве уже девять лет проходят харп-фестивали.
Настоящая же Мекка харперов – немецкий городок Троссинген, где расположена штаб-квартира фирмы Хонеров – европейских пионеров харпостроения – и Троссингенская консерватория губной гармоники. Ежегодно там проводят Международный фестиваль игры на губной гармонике. Помимо активно поддерживаемого в этой среде культа харпа Хонеры давно держат кулачки за выведение губной гармоники на уровень консерваторской классики.
На фестивале в Троссингене выступают лощеные фрачники, например, секстет «Harmonicamento» из Германии – детище президента Всемирной ассоциации губной гармоники Герхарда Мюллера, и профессор Троссингенской консерватории Ясуо Ватами.
Кипяченый харп
Освоить губную гармошку можно самому, вооружившись самоучителем: руководства для этого есть на сетевых ресурсах. Однако чуткий контроль не помешает: многие харперы охотно дают частные уроки, а в МКИМ у Михаила Владимирова есть даже бесплатные ознакомительные занятия. При выборе гармоники знатоки не советуют покупать дорогие модели. Новичок вряд ли почувствует разницу, а неумелое обращение приведет к расшатыванию язычков. Не советуют покупать и китайскую дешевку. Лучше остановиться на несложной диатонической гармошке с 10 отверстиями. Сомнения по поводу материала корпуса в 1997 году развеял эксперимент Верна Смита: аудитория, которой предложили на слух определить, из чего сделан корпус гармоники, не нашла никакой разницы. Здесь важнее соображения ухода: деревянный харп разбухает от влажности и трескается от жары, у пластика этих проблем нет – его можно мыть, хотя кипятить все же не стоит.
Цены на харпы колеблются от 15–20 долларов за простенькую модель для начинающих до 250–300 за раритеты. Самая дорогая из общедоступных – особая хроматическая гармоника «Meisterklasse» фирмы «Hohner» созданная в конце 1990-х специально для исполнения классической музыки (примерно 500 долларов). В целом производители не заинтересованы в выпуске долговечных инструментов. Средний срок службы харпа – пять лет, после начинают возникать проблемы, например выпадение язычков. Бывают жуткие, когда оторвавшийся язычок попал прямо в гортань. Хорошо, что удалось вовремя прокашляться.
Зарядка для языка
Научиться играть на гармонике проще, чем на тромбоне, и все же не стоит обольщаться. Помимо слуха и чувства ритма, времени, терпения и настойчивости понадобится умение дышать не легкими, а диафрагмой. Важную роль играет мышечная память губ и языка. Важные подручные средства – зеркало и магнитофон. Магнитофон поможет услышать звуки со стороны. С помощью зеркала будет идти борьба за вертикальную форму губ, необходимую для извлечения ноты. Зеркало позволит следить за тем, чтобы во время перехода от одного отверстия к другому игрец перемещал гармонику, а не голову. Труден лишь первый шаг. Только для извлечения одной ноты есть целых три способа. Самый простой – сворачивание губ трубочкой. Во втором идет в дело язык: закрыв им несколько отверстий, нужно одно оставить свободным. Третий же способ осилят далеко не все – для этого язык придется свернуть в трубочку. Неспроста ведь говорят, что харперы целуются лучше всех на свете.
Вместе весело шагать с микрофоном. | Гармошек целый чемодан. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Тип занятий | Стоимость (руб.) |
---|---|
Частный урок | 500 – 600/1,5 часа |
Московский колледж импровизационной музыки | 3000/месяц |
Московские цены на губные гармоники | |
Название модели | Стоимость (руб.) |
Hohner Alabama Blues MS | 430 |
Lee Oskar Melody Maker | 950 |
Hohner Golden Melody Tremolo | 1550 |
Tombo Folk Young | 2220 |
Tombo Unichromatic Gold | 5000 |