Губная гармоника не всегда умещалась в ладонях музыканта.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Миниатюрная, с виду игрушечная губная гармоника на самом деле является близкой родственницей громадных органов, величавыми звуками которых полнятся католические храмы. В основе работы губной гармоники лежит тот же принцип – вибрация воздушной струи внутри корпуса. Прообраз губной гармоники завезли в Европу из Китая в середине XVIII века. Он представлял собой 17 соединенных вместе разнокалиберных бамбуковых трубочек с медными язычками. Трубки крепились по кругу к металлическому корпусу, воздух поступал через особый мундштук.
В Европе создателем губной гармошки считают немецкого часовщика Христиана Фридриха Людвига Бушмана. В 1821 году он сконструировал инструмент под названием «аура». Это была незамысловатая металлическая пластина с 15 прорезями, в них – стальные язычки. Гармошка выдавала хроматический порядок нот, которые звучали только на выдохе. По иронии судьбы, новинка не была в полном смысле инструментом: автор наделил ауру всего лишь функцией камертона. Вдохновленный находкой Бушмана, немецкий мастер Христиан Месснер создал свой вариант – «мундэолина», а англичанин Чарльз Уитстоун предложил модель органчика с кнопочной клавиатурой.
Кузина аккордеона
Еще дальше в усовершенствовании гармоники пошел конструктор из Богемии – Рихтер. В 1826 году он соорудил инструмент, где пластина с десятью отверстиями и двадцатью язычками была заключена в кедровый корпус. Теперь гармошка звучала на вдох и на выдох. Принцип ее действия частично, но не совсем походил на то, как действуют ручные гармоники. Видимо, поэтому инструмент окрестили Mundharmonika (нем. – губная гармоника). Изобретение Рихтера было хорошо еще и тем, что имело диатонический звукоряд, который позже стал европейским стандартом.
Звезда прекрасных прерий
═
К середине XIX века в Европе производство губных гармоник заметно увеличилось, и львиная его доля пришлась на Германию. В 1857 году в городке Троссингене родилась крупнейшая фирма Матиаса Хонера. Только за первый год ее существования фирма выпустила более пяти сотен инструментов. Помимо исключительной трудоспособности, Хонер был редким дельцом. Он сделал все для того, чтобы гармоника обрела эмоциональную выразительность и ее удобно было транспортировать, благодаря чему во второй половине XIX века губная гармошка попала в Новый свет и стала невероятно популярна.
Гармоника на цепочке
Войны и катаклизмы XX века, как ни странно, сыграли распространению инструмента на руку: гармошка «пошла по миру». Для немецких солдат фирма «Hohner» выпускала модель «Kaiser Wilhelm», для английских вояк – «King George» и, конечно же, «La Marseillaise» ≈ для французов. Для тех, кто не любит оттягивать карманы лишними вещами или вообще этих самых карманов не имеет, в Америке придумали особую конструкцию – гармоника на цепочке. В 1920-х годах в США появились первые звукозаписи гармоники, а в 1930–1940-х годах, благодаря бесконечным миграциям жителей, инструмент «оккупировал» всю территорию Соединенных Штатов.
Арфа для рок-н-ролла
Маленький и удобный харп (англ. «harp» – арфа) пленил не только лихих ковбоев, но и с ходу покорил сердца молодых жителей черных гетто. Его звуки, с помощью которых можно так удачно выразить смех, слезы, радость и тоску, идеально вписались в канву блюзового фольклора. Вскоре такие музыканты с юга, как Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор, стали играть на губной гармошке через усилитель звука. Новшество прозвали «миссисипский саксофон» (на сленге так называют и саму губную гармошку). Набрали силу музыкальные ансамбли, в которых гармоника была отнюдь не на вторых ролях, а могла задавать сумасшедшее заводное соло. Ну а 1960-е показали миру, что в ее власти не только кантри, фолк, джаз и блюз. Зарождающийся рок-н-ролл сделал губную гармонику одной из своих фавориток, и та до сих пор ему отвечает взаимностью.