Кто сказал, что пианист всегда должен выступать во фраке?
Фото предоставлено организаторами концерта
20.01. Сольный концерт Брэда Мелдау. Концертный зал им. П.И.Чайковского.
Пианист Брэд Мелдау – музыкант-интеллектуал, получивший классическое образование в Беркли, человек с неуемной композиторской фантазией и хорошим литературным даром даст в Москве свой первый и единственный сольный концерт.
Времена, когда фортепиано служило исключительно идеалам классической музыки, затем джазовым транскрипциям и импровизациям, уже давно стали временами, когда незазорно добавлять в концерт обработки песен «Queen» и этнику. Другой вопрос: насколько умения, мастерства и, конечно, некоторого такта в обращении с первоначальным материалом хватает у пианиста. Сыграть трехминутную импровизацию на тему «Happy Birthday» или девятнадцатиминутную на «Paranoid Android» британской команды «Radiohead» совсем не одно и то же. Изобретательно раскупорить по-новому творение Тома Йорка здорово удалось пока только Мелдау.
Конечно, Брэд и босса-новы Жобима легко вплавляет в свои обработки, и Гершвина интерпретирует, и импровизирует на всем известные песни ливерпульской четверки. «Beatles» сегодня и на пиле в переходе метро играют, но Мелдау включает свои обработки вовсе не для потребы публики. Популярность его настолько высока, что даже в России, где он никогда не был, билеты на концерт раскупали уже в начале декабря. Мелдау, конечно, играет на руку еще и то, что он профессиональный кинокомпозитор.
Музыка к фильмам «С широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика, «Отель «Миллион долларов» Вима Вендерса говорят о его универсальном даре. Так же как и титулы «лучший альбом года» и «лучший пианист года», аннотации к классическим дискам, эссе о музыке плюс шестнадцать альбомов, записанных пианистом. Назовем, к примеру, «Love Sublime» со знаменитой оперной певицей Рене Флеминг или новинку – совместный альбом с гитаристом Пэтом Метени.
Площадка для Мелдау – Концертный зал им. Чайковского – статусно подходит на все сто. Вот только публика, пришедшая на концерт, явно будет смущена некоторой академичностью обстановки. В тот момент, когда от виртуозных импровизаций американца захочется в такт (если есть чувство ритма) или не в такт (за отсутствием такового) не только ботинком изобразить ритм-секцию, заменив ударника, но и как-то расшевелиться и поулюлюкать (что обычное дело для подобных концертов), а не тут-то было ≈ кресла в ряд, все сидят.
В общем, пространство заведомо сковывает. Зато импровизационная фантазия Мелдау и его недюжинный пианистический талант гарантируют запредельное слушательское впечатление.