Хозяюшка, душа горит!
Кадр из мультфильма «Красные ворота Расемон» предоставлен студией «Пилот»
9, 11, 13.01. Фестиваль фильмов «Новая российская анимация». ЦДХ.
Фестиваль российских мультфильмов, который проводит на этой неделе «Музей кино», – отголосок XI Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. В апреле прошедшего года там показали добрых полсотни фильмов и выпустили сборник лучших работ «Наша анимация». Теперь вот за три дня в стенах ЦДХ презентуют 21 фильм – «мультики для детей» и «для взрослых», рисованные и пластилиновые, задумчивые и просто смешные.
Показ открыли призеры суздальского фестиваля: «Про мышонка» Марии Муат и «Буревестник» Алексея Туркуса, который взял приз в рейтинге среди профессионалов и занял 1-е место в интернет-конкурсе в 2005 году. Показали и два фильма из цикла «Гора самоцветов» – «Про Ивана-дурака» Михаила Алдашина и «Про медвежонка» Натальи Березовой. Это масштабный заказной проект студии «Пилот» под руководством Александра Татарского – пятьдесят две сказки на фольклорные сюжеты народов, населяющих Россию. Весь цикл, включая заставку-пародию, в которой с юмором рассказывается о флаге и гербе РФ, сделан в добрых пластилиновых традициях. Наталья Березовая сделала фильм «Про медвежонка» по мотивам якутской сказки, а Михаил Алдашин – стилизацию под лубок в духе экранизаций шергинских сказок, озвученную ироничным голосом Александра Филиппенко.
Во второй фестивальный день тему фольклорной арт-мультипликации продолжили «Колыбельными» от студии «Метроном-фильм» режиссера Елизаветы Скворцовой. У каждой колыбельной – свой стиль, сюжет и драматургия: русскую колыбельную поет маленькая девочка, еврейскую – мужской голос (история о мальчике и его слишком заботливой мамочке), африканскую – целый хор с крокодилами, черепахами и слонами.
Студия «Шар» показала несколько работ, в том числе и мультфильм по сценарию Ксении Драгунской «Про меня» (режиссер Мария Соснина) – миниатюру из жизни рыжей девчонки-забияки, которая на уроках корчит рожи, а на переменах висит на люстре. Фильм как бы нарисован цветными карандашами в школьной тетради. Запоминается и короткометражка Анастасии Журавлевой «Осторожно, двери открываются». Роли пассажиров метро исполнили пуговицы, молния сыграла поезд, катушки – колонны. «Мраморный» интерьер сделан из выкроек модных журналов, а «Площадь Революции» украсили утюги.
Завтра, на закрытии фестиваля, можно успеть посмотреть «взрослые» фильмы: это вариация на пушкинскую тему «Капитанская дочка» Екатерины Михайловой, ироничная и грустноватая акварельная зарисовка по новелле Ги де Мопассана «Буатель», философско-психологическое «Признание в любви» испанскому режиссеру-сюрреалисту Луису Бунюэлю Дмитрия Геллера.
Наконец, покажут «Красные ворота Расемон» Александра Татарского и Валентина Телегина по одноименному роману Георгия Заколодяжного. Это забавная ретроистория, в меру пересыпанная гэгами и шутками, скорее напоминающая сон, в котором соревнуются советский герой-конькобежец Игорь Достоевский и японский чемпион, бывший камикадзе Акира Куросава.