После нежданной московской оттепели в новогодние праздники хочется настоящей зимы. В Арзамасе есть все необходимое: липкий снег, идеальный для лепки снеговиков, живые десятиметровые елки на каждом перекрестке, легкий морозец под вечер и свежий зимний воздух.
Арзамасский ужас
Арзамас был основан на месте древнего мордовского поселения – эрзя. При Иване Грозном город-крепость на восточной окраине Московского государства стал не только торговым, но и православным центром среди окрестных мордовских племен.
Недавно город решили включить в Золотое кольцо. До революции в Арзамасе насчитывалось три десятка храмов, действовало четыре монастыря. До дорог у мэрии пока руки не дошли, зато за церкви взялись основательно: планетарий переделали обратно в Знаменский храм, спортзал убрали из церкви Казанской Божьей Матери.
Даже восстановленный в 1999 году к юбилею Пушкина дом Бессоновых, где, как установили городские краеведы, девять раз останавливался поэт по пути в Болдино, в конце концов отдали местному владыке под резиденцию. Возрождают храмы за счет местных предприятий, только церковь Святого Духа, где до этого была типография, отстроили на народные деньги.
В 1869 году море крестов над городом повергло графа Льва Толстого в сильнейший страх перед смертью, который он описал в неоконченной повести «Записки сумасшедшего». Очевидно, скоро этот «арзамасский ужас» смогут испытать и туристы.
Улицы уездного города А
В центре непривычно много урн, магазинов, а главное – снега! Настоящего, белого, нетающего. И нешуточного гололеда: у дворников, как и у всех остальных, новогодние праздники.
Читая вывески на улицах, чувствуешь себя гоголевским Чичиковым: салон красоты «Виртуаль», стоматология «Шанс», мини-маркет «Чижик-пыжик», кафе «Амон Ра», магазин обуви «Степ» и магазин женской одежды «Адам для Евы», «Кайф-клуб». Даже фастфуд есть – гамбургеры по 45 рублей.
«Эх, прокачу!»
Хотя в городе стоит целых два памятника Ленину – один в парке на Соборной площади, второй в другом конце города на площади Мира, прогулку лучше начинать с улицы Калинина.
На здешней площади 1 Мая перед Арзамасским политехническим институтом любит гулять местная молодежь. Под высоченной живой елкой, наряженной цветными лампочками, ожидает отправления сказочная повозка. Пассажирка говорит вознице в красном костюме с белой опушкой: «Дед Мороз, поехали!» Дед Мороз нехотя дожевывает мороженое и трогает вожжи.
Рядом с Театром оперы и драмы горит Вечный огонь. Мемориал сначала посвятили борцам за советскую власть, но позже переделали в памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
На водонапорной башне красуется герб с нижегородским оленем. По легенде, красные стропила над зелеными на желтом поле символизируют победу православия над исламом во время третьего похода на Казань.
Рядом в парке имени Гайдара мерзнут памятник писателю, детские аттракционы с колесом обозрения и «три дурака» – скульптурная группа из трех комсомольцев, держащих над собой пламя.
По уличному радио нежный женский голос заманивает в кафе: «Помнишь, как мы познакомились? Как ты пролил мне кофе на платье?» – и обещает широкий выбор вин и коньяков, чая и кофе.
На фоне Пушкина
Через дорогу от парка идет пешеходная улица Карла Маркса. Слева – памятник войнам-интернационалистам, к которому молодожены после ЗАГСа приносят цветы, справа, чуть подальше, на улице Кирова, бронзовый Пушкин в высоченном цилиндре. Под постаментом как раз уместится весь свадебный кортеж.
Недалеко – городская библиотека, где в фойе проходит выставка книг. Среди экспонатов на стенде можно найти прекрасный фолиант о художнике Арчимбольдо с текстом Ролана Барта – книга была издана пронумерованным тиражом в 500 экземпляров, библиотеке достался номер 128. На одной стороне улицы из-за голубых елей выглядывает белый бюст знаменитого немца, на другой высится бронзовый Аркадий Гайдар, установленный перед Педагогическим институтом.
Городок Окуров
Напротив Дома-музея Максима Горького стоит бывшая церковная лавка, а теперь продуктовый магазинчик «Зайка моя». Из десяти комнат купеческого дома, который снимал писатель в ссылке в 1902 году, под музей отданы только четыре комнаты, остальные – жилые.
Горький провел тут четыре месяца за дело о «мимеографе» (прототип современного ксерокса), перед этим застудив легкие в нижегородском остроге. В комнатах от души натоплено. «Фотография – пять рублей», – в ожидании экскурсовода говорит девчурка в сенях, уточняя: «Одна». Экскурсовод – большеглазая девушка чуть постарше. Она старательно рассказывает о том, как писатель принимал здесь Леонида Андреева, как стал названым отцом Зиновию Свердлову, будущему первому русскому генералу Французского легиона – тот взял фамилию Пешков.
Здесь Горький писал «На дне», «Дачники» и «Городок Окуров», дружил со священником М.Ф.Владимирским (местным энтузиастом, который провел в Арзамасе водопровод), способствовал открытию публичной библиотеки.
Вторая родина Гайдара
Недалеко, на улице Горького, домик еще одного писателя, Аркадия Гайдара. В 1912 году семья Голиковых сняла здесь крошечный флигель. Пожилая женщина в скромном зеленом платье и с ниткой жемчуга на шее проводит по тесным комнаткам, в которых ютились маленький Гайдар, три его сестры, родители и тетка.
На стене в детской комнате висит старая карта: ее изучал Аркадий, прослеживая путь своего отца, уехавшего на фронт. Полумрак, старый буфет, смешной колпак в виде курицы на самоваре, розовый плафон над столом, расшитый бисером. Под конец экскурсии женщина предлагает купить книгу избранных произведений Гайдара: «Она дорогая, сто двадцать рублей».
Если есть время, можно дойти до Художественно-исторического музея. Возле него восстанавливают еще одну церковь.
Гусиная столица
Тихая улица кончается выходом на самую шумную и большую Соборную площадь, с которой в разные концы города отходят допотопные автобусы.
На возвышении белеет гигантский Воскресенский собор, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В XIX веке здесь любили устраивать бои между арзамасскими гусями, знаменитыми своим нежным мясом.
Теперь перед собором в «Ленинском садике» между елей красуется гипсовый Ленин с позеленевшим от голубиного помета правым глазом. Над площадью то и дело колышется облако из грачей и ворон, как кадр из «Неба над Берлином». За собором вниз с горки на самодельных санках катаются местные мальчишки.
С обрыва открывается вид на заснеженные окрестности, реку Тешу, бывшую казачью слободу – село Выездное с таким же гигантским храмом-двойником и ржавый указатель над обрывом с надписью «Библия».
Перед Центральным рынком продают знатные веники и горячие пирожки с капустой, картошкой и яйцом, вкусные на морозе. Между двумя домами-близнецами, построенными местным купцом для своих сыновей (чтобы не завидовали друг другу), зеленеют купола старинного Спасо-Преображенского собора. Храм пока не отреставрировали, потому что некуда переместить хранящийся в нем архив. Дальше – промзона.
От Соборной до Советской
С площади выход на улицу Советская, наряженную частными домишками и деревянными купеческими особняками с пузатыми некрашеными колоннами.
Пока идешь по ним, изучаешь до ряби в глазах наличники – похоже на конкурс среди дизайнеров: жгутики, резные кружева, звездочки, планочки в стиле модерн.
Усталый, садишься в автобус, платишь восемь рублей кондукторше, сидящей на специальном возвышении у дверей. В салоне по радио сообщают о новых происках «Хамас», о том, что курильщики кальяна рискуют не меньше, чем обычные курильщики.
Журналистка начинает викторину между слушателями: «Как известно, перед Рождеством православные верующие держат пост. В некоторые посты даже разрешается употреблять в пищу рыбу. Но для мяса одного животного делают исключение, приравнивая его к мясу рыбы. Угадайте этого зверя. Варианты: тюлень, нутрия или ондатра?» Выходишь из автобуса на остановке, так и не узнав ответа.
Уезжая из Арзамаса, вспоминаешь стихи неизвестного поэта, выбитые на цоколе водонапорной башни в центре города: «В этом городе жизнь моей родины отразилась, как в капле воды».
По непонятной причине местные сектанты исписали весь город и его окрестности словом «Библия». | На Соборной площади сохранилось здание магистрата, построенное при Петре Первом. |
Юный Гайдар шагает рядом с пионерами перед детской библиотекой. | Наличники арзамасских домиков почти никогда не повторяются. Фото автора |
История Арзамаса в датах
1552 – на месте будущего Арзамаса во время третьего похода на Казань по указу Ивана Грозного решено заложить деревянную военную крепость.
1556 – начинается строительство Спасского мужского монастыря.
1576 – первые упоминания об Арзамасе в поместных актах и духовной грамоте Ивана Грозного.
1578 – официальная дата основания города.
1670 – из Арзамаса князь Долгорукий руководит подавлением разинского восстания. На Ивановских буграх казнили свыше 11 тысяч его участников.
1779 – Арзамас становится уездным центром.
1812 – в честь победы в Отечественной войне решено построить Воскресенский собор по проекту архитектора М.П.Коринфского.
1869 – Лев Толстой, останавливаясь здесь проездом, пережил экзистенциальный ужас перед смертью и назвал этот приступ впоследствии «арзамасским».
1902 – Максим Горький сослан под гласный надзор на четыре месяца.
1912 – семья Голиковых переезжает в Арзамас, после чего город стал для Аркадия Гайдара второй родиной.
1982 – открыт Музей Аркадия Гайдара.