Ожившими куклами уже много десятилетий заманивают зимой на балет упрямых детей и ностальгически настроенных взрослых.
Фото из архива Большого театра
31.12–7.1. Новогодняя афиша Большого театра.
«Щелкунчик» – истинный кормилец всех музыкальных театров мира, начиная с Рождества в Европе и кончая российскими зимними каникулами для младших школьников.
Балет по сказке Гофмана густо усыпан снегом и украшен елочными игрушками, прямо на сцене вырастает громадная елка, вокруг которой водят хороводы взрослые и дети.
Страшная битва оловянных солдатиков с крысами тоже впечатляет, хотя разных людей – по-разному: ее можно читать как метафору изничтожения вселенского зла, но отдельные зрители (на одном спектакле я слышала это собственными ушами) вспоминают, как отчаянно они морили тараканов в своей квартире.
В музыке Чайковского слышно нечто возвышенно-мечтательное, словно пожелание на Новый год, но не обыденное, типа «счастья, здоровья и успехов в личной жизни», а как бы несбыточное – например, в 2007 году научиться летать по собственному желанию и посмотреть сверху на ночную Москву.
Впрочем, полеты и так будут, потому что в «Щелкунчике» Большого театра герои, Маша и Принц, забираются на елку в огромной ладье, раскачивающейся над сценой.
И зрители не видят ни страховочных ремней, ни театральных рабочих за кулисами, которые для эффекта «поездки» тянут туда-сюда канаты, привязанные к мачте. Зато танцующе-порхающих снежинок хоть отбавляй. И бьюсь об заклад, что только совсем толстокожий человек тут не вспомнит о босоногом детстве.
31 декабря «Щелкунчиков» будет два – утром и вечером. Цены на эти спектакли немаленькие, но кайф от посещения театра перед Новым годом – большой. Вот Николай Цискаридзе уже много лет не упускает возможность станцевать в «Щелкунчике» в последний вечер года. В паре с балериной Светланой Лунькиной он снова выйдет на сцену, позолотив до блеска свои черные волосы и нарядившись в ярко-красный с золотом костюм.
В начале января обойма «Щелкунчиков» пополнится еще двумя спектаклями в рамках фестиваля, посвященного юбилею Юрия Григоровича.
Показы балетов этого же хореографа «Золотой век», «Спартак» и «Легенда о любви» добавят к новогодней теме толику жары. Ведь неплохо зимним вечерком поужинать в ресторане южного российского города («Золотой век»), поучаствовать в оргии древнеримских патрициев («Спартак») или позагорать на солнышке в жаркой восточной стране («Легенда о любви»).
При этом надо учесть, что в балетах ГАБТа первой декады января найдут свое и любители триллеров (в «Золотом веке» под видом мирных обывателей орудует шайка бандитов), и поклонники кровавых видов спорта («Спартак» полон гладиаторских боев), и те, кто жаждет лицезреть большую и чистую страсть («Легенда о любви» – говорящее название).
Финалы балетов – разные. В «Веке» полный хеппи-энд – комсомольцы разоружают бандюков и привлекают на свою сторону ресторанную танцовщицу. В «Легенде» чувство долга побеждает зов сердца и плоти.
А в грустном «Спартаке» главного героя враги поднимают на мечах. Но, что приятно, на этом спектакле временно примиряются идеологические противники: и коммунисты, и капиталисты с одинаковым увлечением смотрят на балетные перипетии классовой древнеримской борьбы, не отождествляя себя ни с восставшими рабами, ни с надменными рабовладельцами.