31.12. Новогодние концерты. Большой зал консерватории, ММДМ, Концертный зал им. Чайковского, РАМТ.
Новый год – не только бой курантов и звон бокалов, шумные фейерверки и всевозможные «песни о главном». Культурно себя развлечь 31 декабря до поздравления президента можно массой способов, благо музыкальное меню концертных залов в этот вечер будет разнообразным.
В Большом зале консерватории Российский национальный оркестр во главе с Михаилом Плетневым в одном отделении, но достаточно продолжительном, не дадут скучать ни предвзятым эстетам, ни случайному слушателю. В преддверии Нового года музыканты оставят за порогом серьезность, отдавшись жанровой легкости от польки до оперетты. РНО, безупречно послушный своему дирижеру, исполнит вальсы с польками и чардашем Иоганна Штрауса, фортепианные Рапсодию в стиле блюз Гершвина и джазовую сюиту Александра Цфасмана (солист – Даниил Крамер), трогательный «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли и шедевральную Увертюру из комедийной оперы «Орфей в аду» Оффенбаха. Бисы – гарантированы.
Во многих странах мира Новый год встречают под музыку короля вальсов Иоганна Штрауса (взять хотя бы знаменитый бал в Венской опере). В России искрящиеся мелодии неунывающего австрийца любят еще со времен знаменитых Павловских сезонов. Новогодний вечер «Летучая мышь-II», полный музыкальных сюрпризов и легких празднично-танцевальных мелодий, готовит Юрий Башмет. Год назад была «Летучая мышь», на этот раз знаменитый альтист добавил цифру «два», и что ждет зрителя – сиквел, ремейк или просто вторая серия, известно только Башмету и его друзьям – Олегу Меньшикову, Ларисе Долиной, Денису Мацуеву, Игорю Бутману, Леониду Ярмольнику, Татьяне Друбич (действительно неожиданный сюрприз от нелюдимой актрисы), Екатерине Шипулиной и режиссеру действа – Александру Тителю. На афишах «демонический» стиль Башмета изменили до неузнаваемости при помощи нелепо-кокетливой карнавальной маски, но играть вальсы в этот вечер в Концертном зале им. Чайковского он будет всерьез – и, разумеется, со своим симфоническим оркестром «Новая Россия».
Владимир Спиваков в Светлановском зале Дома музыки также во второй раз пестует свою идею – Новогодний оперный гала-концерт. Ровно год назад Национальный филармонический оркестр России аккомпанировал аргентинскому тенору Марсело Альваресу, в этот вечер – звездной и, как уточняется в заглавии концерта, – молодой супружеской паре: россиянке Екатерине Сюриной (сопрано) и американцу Чарльзу Кастроново (тенор). Интернациональный тандем певцов порадует нас дуэтами, неаполитанскими песнями и русскими ариями, а Спиваков – хитовыми миниатюрами и увертюрами, соответствующими празднику.
А в Камерном зале Дома музыки бойкая творческая молодежь – постоянные участники фестиваля камерной музыки «Возвращение», с каждым годом прибавляющие не только в возрасте, но и в мастерстве, – исполнят сочинения, связанные с Новым годом и Рождеством, и просто музыку, которую можно услышать разве что на компакт-диске, выпущенном «возвращенцами» к десятилетию своего фестиваля: Бриттен, Крамб, Ирвайн, Шнитке, Пьяцолла, Андре и другие.
В Малом зале консерватории ведущие солисты Камерного музыкального театра Бориса Покровского представят остроумный коллаж «MOZARTime или Фантазии Дон Жуана» по мотивам моцартовских опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины» и «Волшебная флейта». Магия чувств и философия любви, карнавальная феерия и многочисленные сюрпризы составляют сюжет этого музыкального действа, в центре которого окажется культовая фигура Дон Жуана, пригласившего на роковой ужин гостей – героев любовных историй из разных опер Моцарта.
Новогодний концерт Алексея Уткина и Ансамбля солистов «Эрмитаж» на сцене Российского молодежного театра вобрал все лучшее, что свойственно манере игры обладателя титула «Золотой гобой» Уткина. Из знаменитых и так или иначе приуроченных к празднику музыкальных опусов композиторов разных столетий составили «Новогоднюю сюиту». Список ингредиентов получившегося коктейля не разглашается – это, возможно, маленький минус. Его уравновешивает огромный плюс – начало концерта назначено в 18.00, и идет он без антракта, дабы слушатель мог, впитав пищу духовную, спокойно успеть к пище насущной – а именно, к праздничному столу.