Постановка «Четырех девушек» – дань памяти Эдисона Денисова, ушедшего из жизни десять лет назад.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
27.12. Сценическая версия оперы «Четыре девушки» Эдисона Денисова. Концертный зал им. Чайковского.
Многоликий Пабло Пикассо писал не только красками и углем, но и пером. В 1948 году, в пору увлечения литературным творчеством, он сочинил пьесу «Четыре девушки».
Композитор Эдисон Денисов по настоятельной просьбе Геннадия Рождественского, обернувшейся заказом, написал на этот сюжет камерную одноактную оперу «Четыре девушки» почти сорок лет спустя – в 1986 году.
Написал и музыку, и либретто, оставил от прорисованных Пикассо образов вечной красоты обнаженных тел и неги юности мякоть французского языка, добавил для чувственности стихи Анри Мишо и Рене Шара и заменил девочек-подростков на девушек.
В итоге получившаяся опера споткнулась о советскую цензуру, была единственный раз поставлена за рубежом и сейчас, спустя двадцать лет после написания и десять лет после смерти Денисова, Геннадий Рождественский вновь инициировал постановку.
Девушки в опере совсем невинные дети – танцуют, играют, купаются, ничтоже сумняшеся уже во второй картине браво обезглавливают козу и вырывают бедному животному сердце, затем понежившись, порезвившись, поболтав о жизни-любви-смерти, преспокойно засыпают сном младенца под заключительный хор «Во влажном тумане дыхания молодой девушки я занял место». Кстати, у Пикассо больше половины пьесы девушки играют абсолютно обнаженными.
До какой степени обнажат свои гибкие станы сопрано Олеся Старухина и Оксана Лесничая и их сюжетные подружки меццо-сопрано Вероника Вяткина и Людмила Борисова – пока загадка, как и все остальное, связанное с режиссурой оперы. Каким образом нам преподнесет режиссер-постановщик Михаил Кисляров их игры, беседы, забавы и сон?
Кисляров, вспоминающийся по неоднозначным постановкам «Русалки» и «Набукко» в Большом и несколькими работами по месту прописки – в родном Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, очевидно, попытается большую сцену Концертного зала им. Чайковского каким-то образом обуютить. Ведь по замыслу Денисова лучше всего загадочность и нереалистичность сюжета воплотить горазды камерные подмостки.
Известно одно: сцена превратится в мастерскую Пикассо с нагрянувшей к нему толпой друзей, среди которых художник выделит четырех молодых женщин, достойных его творческих фантазий.
Из театра Покровского помимо режиссера в постановку перекочевали вышеперечисленные солистки. Команду воплотителей фантазий дополняют потрясающая хореография Татьяны Багановой и ее театра «Провинциальные танцы», а также Государственная симфоническая капелла Валерия Полянского – постоянный коллектив на московские выступления Геннадия Рождественского.
Роль хора, кстати, в этом спектакле минимальна, что нехарактерно для оперы как таковой, но все-таки это современная музыка, написанная одним из главных авангардистов.
И надо помнить, что у сочинений Денисова своя окраска, изяществу, прозрачности и ясности которой подходит сравнение, данное ему прозорливыми поклонниками за рубежом, – «Моцарт ХХ века».