Здесь азартно сражаются на мечах и томно покачивают бедрами. Сцена из балета «Корсар».
Фото предоставлено пресс-службой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
14–17.12 Гастроли балетной труппы Национальной оперы Латвии. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Прибалтийский балет – явление для Москвы малоизвестное. А между тем северные соседи преуспевают в танце и обогнали нас по линии приглашений европейских хореографов.
Латвийский балет в этом смысле не имел никаких препон в виде ложно понятых «традиций» и давно наладил связи с поляком Кшиштофом Пастором, работающим в Голландии. Этот самый Пастор знаком России только по номерам, показанным на сборных концертах балета, а в Европе он поставил почти 40 балетов и давно именит.
Спектакль «Опасные связи», который будут показывать в Москве 14 и 15 декабря, сделан Пастором на музыку современного рижского композитора Артура Маскатса. Последний тоже известен: участвуя в международном конкурсе композиторов в Лондоне, Маскатс со своим сочинением «Танго» пробился в финальную шестерку, опередив несколько тысяч конкурентов.
Взяв за основу знаменитый роман XVIII века, хореограф не упустил из виду ни один из смыслов эпистолярного шедевра Шодерло де Лакло. Персонажи спектакля (критика окрестила их «жестокими и преступно красивыми») обладают «змеиной грацией», куртуазными манерами и живут пылкими страстями. Сюжет романа почти полностью сохранен: аристократ де Вальмон в сговоре с маркизой де Мертей оглушают напором порока наивные души вроде провинциалки де Турвель, девицы Сесилии и вступающего во взрослую жизнь юноши Дансени.
Очевидцы утверждают, что в балете лирика сочетается с гламуром, а капризы высшего света изысканно поддержаны звуками клавесина. Нашему зрителю спектакль должен понравиться: это содержательный драматический опус, в котором есть несколько больших игровых ролей, много бальных сцен и пышные костюмы «под старину».
Второй гастрольный балет – «Корсар» – часть балетного наследия XIX века, его можно будет увидеть 16 и 17 декабря. Когда-то поставленный великим хореографом Мариусом Петипа, балет много раз переделывался. Автор рижской редакции Айварс Лейманис сохранил ключевые сцены, оставшиеся от Петипа, и добавил собственные эпизоды. Здесь азартно сражаются на мечах, томно покачивают бедрами одалиски и реалистично, под громы и молнии, терпит крушение морской корабль.
История, рассказанная в «Корсаре», еще в момент создания была далека от первоисточника – поэмы Байрона. Петипа создал балетную мелодраму, в которой главное – обилие прекрасного классического танца. В любой редакции балета остается неизменной и красочность декораций, на фоне которых благородные пираты противодействуют жадным торговцам рабынями и злым восточным деспотам.