0
2682
Газета Акцент Интернет-версия

04.12.2006 00:00:00

Свидетель войн и революций

Тэги: граммофон


граммофон До поры до времени такие игрушки были доступны только богачам.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

На рубеже XIX–XX веков иностранные граммофоны двинулись в Россию. Это были уже не прежние «голые» механизмы. С 1896 года их одевали в роскошные корпуса черного и красного дерева, дуба, палисандра и карельской березы. Корпус на манер деки резонировал и улучшал качество звука.

К тому же граммофон был ценным предметом мебели, украшением интерьера. Корпуса в стиле ампир, барокко, модерн, неоклассика и декаданс украшали цветной майоликовой инкрустацией, серебряными и бронзовыми узорами, арфами, нотами и амурчиками. В «Прейсъ-куранте граммофонамъ» Мюллера 1907 года читаем: «Чрезвычайно изящный аппарат, в стиле Moderne, корпусъ котораго прессован изъ небьющейся композiции и раскрашен въ нижеслъдующих расцветках: под старое серебро или старое золото, въ зеленовато-золотистый или нъжно-сърый цвъть». Тумбовые граммофоны выглядели как изящные шкафчики с ручкой. Крошечный граммофон – микифон (Mikiphon) – умещался в круглую металлическую банку.

Граммофон – соучастник политического убийства

Первые граммофоны приобретали в основном купцы и дворяне. На известной фотографии великий бас Федор Шаляпин изображен рядом с напольным граммофоном. Любили такие игрушки и при дворе Николая II. По одной из легенд, когда Феликс Юсупов с единомышленниками убивал Григория Распутина, в зале надрывался граммофон, маскировавший нежелательный шум. В 1907 году граммофоны подешевели: разброс цен на концертные аппараты был от 10 до 200 рублей. Наряду с филиалами заграничных фирм вроде «Зонофона», подчиненного Gramophone Company, в России рождалось свое производство – петербургская фабрика усовершенствованных граммофонов и пластинок «В.И. Ребиков и Ко», просуществовавшая, правда, недолго, позднее в СССР – предприятия «Музтрест» при ВСНХ и «Грампласттрест».

Миньоны, гранды и гиганты

Грампластинки, витиевато именуемые в каталогах начала XX века «пьесами», сначала были односторонними, а двусторонние появились лишь к 1903 году. Подбирали их по размеру нотного диска и делили на миньоны – маленькие, гранды – средние и гиганты – большие. Чтобы они не скользили, нотный диск обклеивали плюшем или бархатом. В зависимости от мощности и количества пружин граммофон мог проиграть от одной до шести гранд-пластинок за один завод. В усовершенствованных механизмах рукоятку подкручивали во время игры. Слишком быстрое вращение диска увеличивало износ, так что в результате долгих опытов с количеством оборотов, варьировавшимся от 30 до 100 об/мин в 1925 году был установлен окончательный стандарт 78 об/мин. С развитием немого кино фонографы и граммофоны стали включать во время киносеансов. На первых пластинках по большей части были стихотворные декламации, речи политических лидеров, бравурные марши, вальсы, песни и романсы.

Карманный патефон

В 1907 году с подачи служащего Гильона Кеммлера братья Патэ увековечили свое имя, выпустив портативную модель граммофона – патефон. Выпускаемый в СССР Молотовским патефонным заводом, заводом «Грампласттрест» и ленинградской артелью «Граммофон», он был востребован в годы Великой Отечественной войны. У него был встроенный рупор, а вместо корпуса он был заключен в чемоданчик с ручкой. Благодаря небольшому весу (до 10 кг) его удобно было брать в дорогу. Миниатюрную модель патефона – детище Московского патефонного завода – в буквальном смысле прятали в карман.

Винтаж из индийской деревни

Грустно, но факт: с появлением электрофонов, проигрывателей и магнитофонов к 1930-м годам производство граммофонов стало угасать (советские патефоны, впрочем, выпускали еще в 1950-е годы). Ныне в московских антикварных магазинах, на аукционах и блошиных рынках продают много граммофонов и патефонов разных лет. Милых прадедушек встретишь на витрине магазина, в престижном клубе, в Музее валенок, где вам заведут «Валенки, валенки!», очень много их в антикварном салоне на Большой Никитской. Состояние – как повезет, встречаются экзотические «травмы» (к примеру, корпус подрала собака).

Только специалист отличит оригинал от подделки или стилизованных моделей: ими в последнее время промышляет Польша и, как это ни странно, Индия. За реставрированный образец из дорогих сортов дерева, если он еще и играет, берут до 3,5 тыс. евро либо 4 тыс. долларов.

Медвежья услуга

В Москве и Санкт-Петербурге существует узкий круг коллекционеров-реставраторов, порой организующий частные выставки, к примеру, в ЦДХ. У любителя Евгения Матвеева дома хранится салонный граммофон в виде пианино фирмы Columbia 1905 года. Самый известный собиратель граммофонов Владимир Дерябкин живет в Санкт-Петербурге. В прошлом цирковой дрессировщик медведей, он тридцать лет назад, увидел на улицах деда с граммофоном, заразился бациллой коллекционирования и основал частный музей старинных музыкальных аппаратов.

Сейчас у него более 300 экспонатов, причем для каждого из них Дерябкин сочиняет невероятную историю: например, что именно этот граммофон играл марш «Хорст Вессель» в гитлеровском бункере, когда советские войска подошли к стенам Рейхстага.

Сколько стоят в Москве граммофоны и патефоны

Наименование Стоимость
Граммофон тумбовый 1900–1920 гг. от 6500 долл.
Граммофон His Master’s Voice (США, конец XIX века) 1500 долл.
Граммофон Prima Starkton Concert (Германия, нач. ХХ века) 30 000 руб.
Граммофон современный 250 долл.
Патефон ⌠ПТ-3■ (СССР, 1955 г.) 7800 руб.
Патефон (СССР, 1940–1950-е гг.) 7500 руб.
Патефон армейский полевой (СССР, 1941 г.) 10 500 руб.
Фонограф пишущий Dictaphone (США, 1900–1930 гг.) 90 000 руб.
Валик для фонографа Edison Record (США, 1906 г.) 3000 руб.
Комплект игл для патефона и граммофона 1500–9000 руб.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
564
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
662

Другие новости