7.12 Духовная музыка: «Всенощное бдение», «Берлинская месса». Большой зал консерватории.
Арво Пярт, эстонский композитор поколения московской троицы Шнитке–Денисов–Губайдулина, живет ныне под Берлином. В этом сезоне все исполнения своей музыки (где бы они ни проходили) он посвятил памяти Анны Политковской. Недавняя московская премьера пяртовского Lamentate для фортепиано с оркестром уже прошла под таким печальным воззванием.
Более 20 лет назад Пярт эмигрировал на запад. Мировое признание началось с «чистого листа»: сочинение Tabula rasa стало одним из первых примеров стиля композитора, сформировавшегося на основе минимализма и гармонии григорианского хорала. Пярт позже охарактеризовал свое творчество как «бегство в добровольную бедность», а своему стилю дал название «тинтинабули» (tintinnabuli – от лат. «колокольчики»).
Свято-Никольский хор Третьяковской галереи давно знакомит нас с духовными сочинениями Пярта. Московскую премьеру «Берлинской мессы» мы услышали в прошлом году на юбилейном концерте композитора. Она написана для хора и струнного оркестра либо органа. В сопровождении струнных «Месса» уже звучала, на этот раз мы услышим органную поддержку Федора Строганова.
Также в программе премьера сочинения духовного брата Пярта епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) – «Всенощное бдение» для четырехголосного смешанного хора и солистов. В свое время Иларион окончил Московскую консерваторию как композитор. После почти 20-летнего перерыва он неожиданно для самого себя вернулся к музыке и создал одно за другим три монументальных сочинения. Полный цикл из 25 номеров «Всенощного бдения» мы и услышим в исполнении Свято-Никольского хора.
Возвращаясь к теме «Пярт–Политковская», скажем, что композитор сейчас занят еще одним сочинением, посвященным памяти журналистки. А это значит, что нам недолго осталось ждать очередной столичной премьеры.